Песни и рок — такие программы будет иметь следующий концерт "Джаз Кола". Состоится 12 января в столичном дворце "Украина". Играть будет соучредитель музыкального проекта Игорь Закус, 49 лет.
— Эта гитара килограммов 5 весит, — говорит Игорь Закус в репетиционном зале дворца "Украина". Дает электрогитару, с которой 15 минут позировал для фото. Еле могу удержать инструмент.
Как вы держите такую по несколько часов на концерте?
— Качаюсь, хожу на турник, — смеется музыкант. — Вес гитары от дерева зависит. Здесь оно очень качественное. Электроника вытягивает из дерева звук. Моя гитара дает тембристий стойкий низ, пригодный для разных приемов игры. Особенно — для ритмичной музыки. Сделал инструмент киевский мастер Стас Покотило. Часто приезжаю к нему в гараж: мы и форму придумываем, и конструкцию. Выходить оттуда не хочется. Все мои четыре гитары — его.
Правда, что раньше имели гитар больше, чем джинсов?
— Шесть-семь было. Сейчас нет такой потребности. Раньше искал свой звук. Уже нашел. Лишних мне не нужно. Сначала имел бас-гитару. Играл на ней для себя — и рок, и поп. На джаз потянуло, когда стал более зрелым. В этой музыке больше всего интересной для музыканта информации. Джазмены — самые эрудированные в музыке. Они сообразительны, могут играть все. Даже поп. В шоу-бизнесе, где больше всего денег, ценят профессиональные навыки. А у джазменов их больше всего. В мире именно их приглашают в дорогие туры и проекты, где нужен класс музыканта. Восемь лет работал с "ВИА Грой", получал удовольствие: эта музыка мне интересна. Она профессиональна. Это был период, который давал постоянный хлеб, — я о нем не жалею.
Там красивые женщины. Это приятно и помимо музыки.
— Красивых у нас достаточно и на улицах. В женщине меня цепляют не каблуки, хотя и они тоже. А в первую очередь — естественность и искренность. Почему-то оцениваю женщину по ее отношению к материнству. Этот инстинкт сразу делает женщину иной — она теплая. Женщина, которая считает, что дети — не главное, холодная. А такая не может быть интересной. Такая женщина напоминает мне пепельницу. Потому что представляю, что обязательно курит.
Чем интересен новый сезон "Джаз Кола"?
— Он будет очень красивый. Потому что в нем принимают участие много красивых женщин, которые поют. 10 вокальных программ с разными вокалистами, преимущественно вокалистками. На каждую программу приглашаем бенд-лидера. Он делает аранжировку, формирует основную идею. Потом ищем музыкантов под эту идею. И вокалиста, который передает эту музыку.
Как в джазе выражает себя украинская культура?
— На одном из концертов "Джаз Кола" двое исполнителей взяли в репертуар лемковскую песню. Сначала я напрягся, что будет однообразно. А потом понял — в разной аранжировке это две разных песни. Украинские народные песни постепенно становятся джазовыми стандартами. Со временем это приведет к появлению украинского джаза. Cегодня его в полной мере еще нет. Ведь народная музыка — это тот же джаз. Она фильтруется веками.
Украинский почерк в джазе узнают за рубежом?
— Со временем так и будет. Есть музыканты, которые играют так. Но украинский джаз еще не стал в мире явлением — как американский, польский, скандинавский. Польский джаз у меня ассоциируется с Шопеном — перенял чувственность и утонченность. Он теплый, интимный. Скандинавы холодные, но глубокие. Их музыка абстрактная, дает много места для фантазии. Американский джаз — горячий и технологичный. Американцы всегда впереди в плане технологий. Там безумная конкуренция. В американском джазе очень много всего. Как и в жизни. Стиль жизни страны определяет стиль ее музыки. Джаз — это классика или рок. Украинский джаз появится, когда наши музыканты наиграются американским и европейским.
Что ограничивает их в Украине?
— Культура здесь не культивируется. Ею занимались при Брежневе, коммунистах. Тогда культура была средством пропаганды. Поэтому люди искусства зарабатывали — какую-то ощутимую кость им государство бросало. Сейчас идеологических ограничений нет, но и финансирования тоже. "Вольные художники" зарабатывают, как могут. Без поддержки государства. За рубежом мы пока — отдельные музыканты. Мы не явление. В 1950–1980-е советские годы в гастрольной деятельности был наибольший процент именно украинских музыкантов. Все ехали на заработки. Кто где осел. Казахстан, Россия, Беларусь — украинцев очень много везде.
У наших меценатов мало желания поддерживать культуру. Потому что зажиточная прослойка нашей элиты малообразована. Это вчерашние бандюки, которые сумели разными способами нагрести капитал. Не знаю, сколько поколений должно пройти, чтобы владельцы заводов и фабрик стали культурными людьми. Купить женскую сумку за 50 тысяч долларов — одно дело. А дать 10 тысяч на какой-то интересный проект и вывезти его за границу на выставку — другое. Только почему-то у нас и дальше покупают сумки. В России не раз слышал: какой-то богатый армянин или грузин, фанат как-то группы, вложил свои деньги в студию звукозаписи для любимых музыкантов. Или оплатил съемки фильма. Это делается не ради рейтингов. Но откуда-то берутся люди с нормальными ценностями.
Вы имели опыт работы в России.
— Ездил туда на гастроли с "ВИА Грой". Семь лет возвращался со страхом. Когда в гостинице включал телевизор, в новостях обязательно какой-то ужастик об Украине рассказывали. У меня зуд от него начинался. Как только возвращался домой, смотрю — здесь все нормально. Никто не бастует. Нигде не перекрыты улицы. Вздыхал спокойно. А представьте себе человека, который там живет. Такой негатив годами в головы капает. И сейчас тем более. С моими друзьями-музыкантами из Москвы мы те темы не трогаем. Как только зацепишь — предостережение, непонимание в глазах.
С войной стало меньше спроса на высокое искусство?
— Изменилось мировоззрение самой публики. Наконец люди задумались не только о еде, но и что они слушают. Потому что появилась сила, которая хочет забрать у них не только комфорт, но и жизнь. И люди начали думать. Вырос спрос на украинский продукт. Также и потому, что Москва перестала сюда ездить.