Андрей Державин уже 16 лет - как летит время! -клавишник «Машины времени», тот самый импозантный музыкант, бритый наголо. В 2000 году Державин по приглашению Андрея Макаревича заменил в группе непредсказуемого Петра Подгородецкого, что стало серьёзным разрывом шаблонов и для рок-фэнов, и для поклонников поп-музыки. До сих пор некоторые убеждены, что этим жанрам вместе не сойтись, и не должен лидер поющей сладкие песенки группы «Сталкер» связываться с какими-то рокерами. Любители рока тоже удивлялись сильной кадровой рокировочке, тогда как Макаревич решительно отказывался рассуждать на эту тему, похоже, искренне не обнаруживая здесь предмета для дискуссии. «Он хороший профессиональный музыкант, что ещё нужно?» - терпеливо, но лаконично объяснял Андрей Вадимович. Когда все свыклись с новой ролью Державина, «Машина времени» сыграла на своём концерте «Не плачь, Алиса» - главный хит того самого «Сталкера». И ничего, никто не умер, но многие посмеялись.
Работа в «Машине» не препятствует сольной карьере Державина. Он пишет музыку на заказ и сольные песни, но возрождение «Сталкера» всерьёз не рассматривает. Ностальгирующие до сих пор помнят те старые композиции и с удовольствием послушают сборник «Избранное», но по этому альбому сразу понятно - он принадлежит другой эпохе и другому человеку, которому когда-то было прикольно поиграть в поп-звезду. К слову, старые песни представлены в чуть обновлённых аранжировках, так что аккомпанемент звучит богаче и взрослее, чем пение.
Кто формировал сборник - лейбл или сам музыкант, - не сообщается, но составители проявили изрядную честность и самокритичность. Сейчас нормальным считается «грейтест хитс» из 35 песен, здесь же трек-лист включает всего семь. Конечно, можно было наскрести ещё пяток, но зачем, если можно оставить только «самый сок»? Среди избранных композиций, конечно, оказались «Не плачь, Алиса», «Катя-Катерина» и «Чужая свадьба». Хотел этого Державин или нет, но они уже вошли в историю нашей поп-музыки, причём, несмотря на мелодизм и профессионализм, где-то по соседству с «Ласковым маем» и «Маленьким принцем». Благодаря новой аранжировке из фразы «ты стала взрослой» наконец-то пропала мучительная двусмысленность, но даже после этого юношеские хиты Андрея сложно слушать без снисходительной усмешки.
«Песня про брата» и «Журавли» дают возможность представить, в каком направлении могло бы развиваться творчество Державина, если бы не «Машина времени». Эти композиции почти на сто процентов соответствуют нынешнему формату радио «Шансон», где теперь поют не про тюрьму и волю, а про душу, друзей и переживания. Вокал тут Андрея немного подводит - как-то он слишком по-молодёжному их подаёт, но с возрастом это наверняка бы прошло. Впрочем, что тут гадать? «Машина времени» отвлекла Державина от экстравагантных вариантов сольной карьеры - и слава богу.