GALA: Вы остаетесь таким себе «диким побегом»**. Если цитировать икону Мэрилин Монро «известность – как икра: её хорошо есть, но не каждый день»?М.Ф.: В отличие от этой великолепной актрисы я защищаю себя, Вы это знаете. Я не часто бываю на вечеринках. Я редко посещаю премьеры. Известность является частью моей жизни, я к ней привыкла. Но я редко выхожу в свет, чтобы ни от чего не страдать и проживать на полную только избранные моменты. На самом деле все дело в дозировке.
GALA: Мэрилин заявляла о своей чувствительности такими словами: «Я эгоистичная, нетерпеливая и неуверенная в себе. Порой со мной трудно справиться. Но если Вы не можете вынести меня в моем худшем виде, то не заслуживаете лучшего». Вы согласны?
М.Ф.: Мэрилин была женщиной, чрезвычайно свободной в своих высказываниях, опередившей свое время, со своей темной стороной. Я не считаю себя эгоистичной, я скорее отдаю себя другим. Нетерпеливая ли я? Возможно… Не уверенная в себе? Несомненно! Со мной трудно справиться? Вовсе нет… Но мне кажется, что Мэрилин прежде всего выражала глубокое страдание женщины, которая не чувствовала себя любимой такой, какая она есть. Должно быть она страдала от того, что её низвели до статуса секс-символа. Это не мой случай. Я думаю, что любовь приручается. Худшее и лучшее сосуществуют в каждом из нас, и тут не может быть речи, чтобы выносить одно или заслуживать другое.
GALA: Мы намекаем на знаменитую фотосессию Мэрилин, одетую просто в простыню, перед объективом Дугласа Киркланда. Что такое для Вас чувственность?
М.Ф.: Пробуждение всех чувств. Когда пробуждается одно из них, как, например, наше видение великолепной Мэрилин под её простынёй, другие тоже активизируются и… рождаются фантазии.
GALA: Какого права Вы не хотели бы лишиться?
М.Ф.: Мне бы не хотелось, чтобы мне отказали в праве иметь «запретное мнение»***. Меня беспокоит осуждение различий и тирания единого мнения, весьма современные явления. Социальные сети усиливают движение за единообразие. Надо запретить…запрещать! Оставаться свободным…
GALA: Всякие требования – быть больше таким, быть больше этаким – повсюду. Что лучше: научиться стоицизму или сохранять свою сверхчувствительность?
М.Ф.: С удовольствием адресую своё «мне все равно» всем «любителям решать за других».
GALA: Во время своего удаления в Калифорнию в 90х годах Вы недолго пробыли блондинкой. По Вашему опыту прикольнее всего быть блондинками или рыжими?
М.Ф.: Рыжими, без всяких сомнений! [Смеётся].
Она часто меняет духи, но всегда верна своим позициям. Спустя тридцать лет после участия в записи альбома «Urgence» Милен снова предоставляет свой голос для ролика с призывом к пожертвованиям, который транслируется с 22 марта.
GALA: Я снова вспоминаю Мэрилин, которая заверяла: «Я согласна жить в мире, которым правят мужчины, до тех пор, пока мне позволяют в нём быть женщиной». Вы такого же мнения?
М.Ф.: Она говорила в то время, когда женщины искали свое место. Стремления изменились, началась борьба за равенство. И хотя в разных странах разные требования, мужество женщин остается достойным восхищения.
GALA: Надо полагать, что первый человек, к которому мы привязываемся, имеет решающее значение в нашей жизни. Не кажется ли Вам, что действительно становишься самим собой, что освобождаешься сам и также освобождаешь другого, когда находишь в себе силы сказать: «Я тебя больше не люблю»? Сумели ли Вы сказать это в своей жизни?
М.Ф.: Любовь порой не выдерживает испытания временем. Какая-то драма тоже может стать для неё фатальной. Когда мы осознаём, что больше не любим друг друга, нужно найти в себе силы сказать это друг другу. Но так, чтобы не причинить боль другому. Это отвратительное действо. Мне редко случалось разлюбливать. Я полагаю, что любовь может выражаться по-другому, принимать новые формы.
GALA: Одна американская актриса пришла поприветствовать Вас, когда Вы были членом жюри в Каннах в 2021 году: это Джоди Фостер, которая прожила свою жизнь так, как она хотела, и которая стареет, оставаясь такой же сильной, как и грациозной. Это заставляет меня задуматься над фразой: страх старения — это прежде всего страх того, что ты не жил. На каком уровне удовлетворенности находитесь Вы лично?
М.Ф.: Джоди Фостер – исключительный человек. При том, что она начала свою актёрскую карьеру в возрасте 6-ти лет, ей до сих пор удаётся нас удивлять и волновать. Она также продемонстрировала свои таланты, как режиссёр. Я считаю, что пока мы можем строить планы, как эта замечательная женщина, страх старения будет менее острым. Даже если он не исчезнет.
GALA: Более, чем тридцать лет спустя после своего выхода Ваша песня «Désenchantée» объединяет современную молодежь, порядком натерпевшуюся от самоизоляции, нестабильности и угрозы войны. Для Вас это приятное волнение или беспокойство?
М.Ф.: Это удивление, что разные поколения нашли себя в тексте этой песни. Отказ от идеалов – это параметр, который должен встревожить тех, кто думает о судьбах мира. По всей видимости они за три десятилетия не смогли подобрать нужных слов. Молодые люди всегда ищут душу, которая могла бы им помочь, которая должна им помочь! Это грустно. Даже, если я испытываю определённую радость, видя, как они танцуют, поют, кричат: я вижу в этом признак стремления к глубоким переменам. Я считаю молодых людей смелыми, потому что им доставили много неприятностей, потому что есть повод беспокоиться, каким будет их завтрашний день, о котором они не поют…или больше не поют.
GALA: Ален Шамфор, еще один артист, которого Вы любите и который назначает нам встречу в этом выпуске Gala, поёт о том, что «в конце концов всё будет хорошо». А какая мантра у Вас?
М.Ф.: Я всегда возвращаюсь к «упади семь раз, поднимись восемь». Нужно заново придумывать свою жизнь каждый раз, когда спотыкаешься. Я сама порой падаю и снова встаю. Я сознаю, что я многим обязана публике, которая сопровождает меня все эти годы и даёт мне невероятную жизненную силу.
Последние фотографии под небом Нормандии. Изгиб ног, широта улыбки. Мэрилин Монро, вдохновившая на создание этих фотографий, говорила: «Я никогда не могла притворяться тем, чего не чувствовала». То же самое и с Милен, в которой меньше загадочности, чем избирательности по отношению к своим публичным появлениям.