У западного побережья Шотландии на небольшом острове есть необычная поющая достопримечательность – украшеная уходящими в глубину шестигранными колоннами пещера, стены которой омываются морскими волнами. Благодаря куполообразному своду, пещера обладает уникальной акустикой. Из неё доносятся чарующие мелодии, созданные самой природой из звуков ветра и шума прибоя. Какие леденды связаны с этим местом?
С творчеством немецкого композитора Феликса Мендельсона немного знакомы даже те, кто далёк от классической музыки. Его «Свадебный марш» – обязательный аттрибут церемонии бракосочетания. Одно из самых необычных произведений – увертюра «Фингалова пещера». Молодой Мендельсон писал её под впечатлением от мелодичных звуков, которые раздаются в морском гроте. В поисках вдохновения поющую пещеру в Шотландии посещали известные творцы – писатели, поэты, художники. Послушать музыку и пение стихии приезжала даже королева Виктория.
На юге Таджикистана находится целый ансамбль поющих пещер. Ходжамумин – так называется гора, почти целиком состоящая из соли. Внутри неё есть пустоты высотой до десяти метров. Каждая звучит по-своему. Геологи называют этот феномен эоловой музыкой – по имени Эола, бога ветров древней Греции. При проникновении ветра в данную пещеру начинается микровибрация пород, сталактитов, сталагнитов, сталагнатов. При каждом дуновении ветра возникает определённый звук. При разной скорости ветра пение тоже меняет свой настрой, от грустного до весёлого, от писка до бормотания медведя. Пение, гул, рычание и шёпот раздаются как будто из недр земли. О необычных звуках часто рассказывают путешественники, побывавшие в горах. Именно так рождаются легенды о монстрах, драконах и призраках, которые якобы живут среди скал.
Специалисты объясняют, в большинстве случаев таинственные звуки гор – это галлюцинации, которые появляются из-за так называемой высотной болезни. Это явление вызвано тем, что у организма, неприспособленного к высокогорью, возникает кислородное голодание и, как следствие, чувство, что он находится в другом измерении, в другом мире. Некоторые альпинисты рассказывали, когда высотная болезнь доходила до острой стадии, их посещали не только слуховые, но и зрительные иллюзии. У неподготовленного человека лёгкие симптомы кислородного голодания начинаются на высоте в три тысячи метров. Чтобы подняться на гору выше пяти километров, альпинисты проходят акклиматизацию. Чем качественнее она выполнена, тем больше шансов на успешное восхождение. А на Гималайских восьмитысячниках, в том числе и на Эвересте, альпинистам, как правило, помогают шерпы – уникальный народ восточного Непала. Симптомы горной болезни у них проявляются только на экстремально большой высоте, в так называемой зоне сметри.
За тысячелетия проживания в высокогорье, шерпы адаптировались к его условиям на уровне физиологии. У обычного человека в условиях разряженного воздуха растёт уровень гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Это позволяет доставлять к органам и тканям больше кислорода, однако кровь становится вязкой, что затрудняет работу сердца, сосудов и мозга. Отсюда и возникают симптомы горной болезни. У шерпов лучше развита сеть сосудов и капиляров. На большой высоте у них усиливается кровоток, но при этом уровень гемоглобина остаётся прежним. Галлюцинациями шерпы не страдают, но время от времени они тоже слышат в горах таинственный звук. По версии учёных, некоторые местные жители способны улавливать инфразвук, который издают снежные массы. Инфразвук неслышим для уха человека, но он слышим для многих животных – собак, рыб, птиц. Скорее всего, шерпы более склонны к улавливанию инфразвука, чем остальные, поэтому при ледопадах, камнепадах, лавинах, они реагируют намного быстрее.