25-й Таллинский кинофестиваль «Тёмные ночи» прошёл в гибридном формате с 12 по 28 ноября 2021 года. Несмотря на то, что смотр сохранил виртуальную платформу для своих зрителей, очевиден был акцент именно на возвращение публики в кинотеатры. Благодаря этому удалось привлечь намного больше, чем в прошлом году, видных кинематографистов и громких фильмов с Берлинского, Каннского, Венецианского кинофестивалей.
Победителем стала немецкая драма «Дорогой Томас» о писателе Томасе Браше. Призы за лучшую режиссуру и лучший сценарий были присуждены польскому режиссеру Войцеху Смажовскому за фильм «День свадьбы», который остро обнажает образ мышления ксенофобского общества и напоминает о нелицеприятных исторических событиях. Для русского зрителя особо важен приз лучшей актрисе, потому что он достался юной Софье Круговой из трагикомедии Кирилла Соколова «Оторви и выбрось».
В этом году редакция InterMedia набрала рекомендаций на целых две статьи. В первой – 18 лучший фильмов Таллинского кинофестиваля «Тёмные ночи» за 2021 год.
«Дорогой Томас» / Dear Thomas
Режиссёр - Андреас Кляйнерт
Основной конкурс
Гран-при Таллинского кинофестиваля «Тёмные ночи» достался немецкому биографическому фильму «Дорогой Томас», посвящённому жизни поэта и бунтаря Томаса Браша. Браш, родившийся в семье еврейских эмигрантов, вынужденных бежать из Германии в Великобританию во время Второй Мировой, в раннем возрасте вернулся на немецкую землю – практически сразу после падения гитлеровского Верхмата. Фильм Андреаса Клайнерта достаточно плотно ведёт хронологию жизни и творчества писателя: детство в послевоенной Германии (в ГДР), обучение в кадетском корпусе, первые попытки написать собственную пьесу и участие в политических акциях против ввода войск в Чехословакию. Перечислительная интонация – это фактически тон всего фильма, стандартного байопика до мозга костей.
Иногда Клайнерт пытается оживить повествование по примеру итальянца Пьетро Марчелло, разбавляя биографический фикшен кадрами документальной хроники того времени. Но если в «Мартине Идене» во всём этом была несравненная красота, то в «Дорогом Томасе» особой разницы нет – фильм снят в монотонном чёрно-белом цвете, хотя история Браша определённо требует красок. По размаху лента метит в плоскость других эпических немецких байопиков последних лет – «Работы без авторства» Доннерсмарка или свежего «Фабиана» Графа, пытаясь кое-как художественно извернуться: тут, например, есть сцены жаркого секса в песке на военной границе, томные объятья с мёртвой голой мамой и другие радости жизни. Однако кино Кайнерта если и в чём-то исключительно, то только в своей зубодробительной консервативности.
«Капитан Волконогов бежал»
Режиссёры – Наташа Меркулов и Алексей Чупов
«Аннетт» / Annette
Режиссёр – Леос Каракс
Программа «Свежие веяния»
«Аннетт» / Annette
Режиссёр – Леос Каракс
Программа «Свежие веяния»
«Французский вестник» / The French Dispatch
Режиссёр – Уэс Андерсон
Программа «Свежие веяния»
«Пуститься в путь» / Hit the Road
Режиссёр – Панах Панахи
Программа «Свежие веяния»
«Я мщу, остальные платят наличными» / Vengeance Is Mine, All Others Pay Cash
Режиссёр – Эдвин
Программа «Полуночный трепет»
«Память» / Memoria
Режиссёр – Апитчатпонг Вирасетакул
Программа «Свежие веяния»
«Нуучча»
Режиссёр – Владимир Мункуев
Программа «Свежие веяния»
«Амира» / Amira
Режиссёр – Мохамед Диаб
Программа «Свежие веяния»
«Амира» / Amira
Режиссёр – Мохамед Диаб
Программа «Свежие веяния»
«Китобой»
Режиссёр – Филипп Юрьев
Программа «Discovery Showcase»
«Братья Sparks» / The Sparks Brothers
Режиссёр–Эдгар Райт
Секция документального кино
«Побег» / Flee
Режиссёр – Йонас Поэр Расмуссен
Выбор критиковScreen International
Последняя «Милая Болгария»
Режиссёр – Алексей Федорченко
Программа «Свежие веяния»
«Париж, 13-й округ» / Paris, 13th District
Режиссёр – Жак Одиар
Выбор критиков Screen International https://www.intermedia.ru/news/365049