Диджей может играть на чем угодно?
Или профи играет только на виниле?
Существует так много вариаций диджеинга, что пуризм в его отношении тоже бывает разным. Кто-то считает, что настоящие диджеи играют только с винила, кто-то — что они обязательно пользуются флешками. На самом деле эта битва будет вечной, а играть можно на чем угодно. Во время любого сета могут найтись недовольные, но для большинства слушателей носители не важны, когда диджей играет хорошо. Это могут быть пластинки, флешки, компакт-диски, кассеты и, конечно же, ноутбук. За всем этим стоит ухаживать: физические носители царапаются, и им мешает пыль, флешки нужно правильно форматировать, а память ноутбука не следует нагружать.
Диджеинг — это еще и очень дорого?
Нужна ведь целая гора аппаратуры!
Большинство мест, где играют диджеи, уже имеют свою аппаратуру или арендуют ее для вечеринки, так что диджею не нужно заботиться о микшерном пульте, проигрывателях и стереосистеме. Главное — иметь свои наушники, которые легко надеть на одно ухо и быстро снять (важно, чтобы у шнура был разъем 6,3 миллиметра). Даже флешку достаточно принести только одну (вторую если только про запас): большинство современных диджейских проигрывателей синхронизируются между собой. Если диджей играет с винила, то обычно он приносит свои иглы.
С теми, кто играет с ноутбука, все индивидуально. Самый простой сетап — это ноутбук с установленными программами Traktor, Ableton Live, Virtual DJ, в которых диджей сводит аудиофайлы. Вместо неудобного управления тачпадом и курсором диджеи часто используют миди-контроллеры, которые подключаются к ноутбуку по USB. Обычно это устройство в виде сдвоенных проигрывателей и микшерного пульта в миниатюре. Оно позволяет контролировать скорость треков, громкость, звуковые эффекты не только на экране ноутбука, но и с помощью физических джогов, ручек и кнопок.
Некоторые диджеи играют с ноутбука, используя микшер и виниловые проигрыватели вместо миди-контроллера. Для этого нужна особая аудиокарта и пластинки с кодовым сигналом. Когда сигнал передается в компьютер, то программа (например, Traktor Pro или Serato DJ) синхронизирует его со звуковым файлом. Если диджей меняет громкость на микшере, ускоряет или замедляет пластинку с кодом, все то же самое происходит с проигрываемым аудиофайлом. В итоге диджей может проигрывать mp3 с компьютера, но управлять процессом сведения с микшера и виниловых проигрывателей.
Диджеи ставят несколько треков одновременно, а еще скретчат, двигают пластинки туда-сюда.
И все время ЧТО-ТО крутят на пульте. Это обязательно?
В первую очередь эффекты на микшерном пульте нужны, чтобы свести треки или слегка изменить музыку, а вместе с ней и темп танца. Иногда требуется повысить уровень громкости трека или определенных частот — для этого тоже крутятся ручки. Существует предубеждение, будто диджей не должен просто ставить треки и сводить их, иначе можно подумать, что это слишком простая задача. Поэтому многие пользуются эффектами, убирают громкость на долю секунды — словом, стараются показать, что заняты делом. Любимый эффект диджеев, флэнжер, придает треку «плавающее» звучание.
Скретчингом (эффект, основанный на движении звуковой дорожки взад и вперед) сейчас занимаются единицы, а вот умение сводить несколько треков сразу дается нелегко, но действительно считается высшим умением. Некоторые диджеи играют в сетах заранее подготовленные комбинации треков, которые называются мэшапами: элементы нескольких композиций соединяются в них так, что получается что-то совсем новое, чаще всего это дорожка голоса поверх инструментальной версии. Однако это не всегда необходимо: диджей-сет в клубе отличается от сета в баре, а домашняя вечеринка совсем не похожа на свадьбу. Перечисленные навыки, безусловно, полезны для диджея, но некоторым из них совсем не нужны.