Стыдные вопросы о диджеинге
Диджеями называют всех подряд. На радио — диджей!
Друг музыку с телефона ставит — диджей!
Так диджей — это все-таки кто?
История термина «диск-жокей», который с годами сократили до «диджея», может запутать еще больше. Первым диск-жокеем назвали американского радиоведущего Мартина Блока: он придумал ставить музыку между выпусками новостей, а потом стал вести собственное (и очень популярное) музыкальное шоу Make Believe Ballroom. Получил он такой титул от журналиста Уолтера Уинчелла в 1935 году — а уже в 1943 году британец Джимми Сэвил начал устраивать первые джазовые вечеринки и называть себя диск-жокеем. Также, как утверждал Сэвил, в 1947 году он был первым, кто решил ставить пластинки непрерывно друг за другом на двух стоящих рядом проигрывателях (тогда еще граммофонных).
С тех пор и проигрывание музыки на радио, и особый порядок воспроизведения треков перед публикой называется диджеингом — и да, диджеем можно называть любого, кто проделывает одну из этих двух операций. Дальше мы будем говорить только о том диджеинге, который никак с радио не связан.
Диджей просто ставит подряд песни? Так все могут!
Диджеем правда может быть каждый, но для того, чтобы стать хорошим диджеем, нужно много практики. Необходимо не просто ставить песни друг за другом, а подбирать их так, чтобы они соответствовали времени и месту, чтобы из них получался настоящий сет: например, связка в рамках одного жанра, настроения, года создания, чего угодно. Кроме того, треки стоит сводить между собой, чтобы не было пауз, а люди не переставали танцевать.
Но больше всего диджеев ценят за другое, а именно за отбор треков и их музыкальный кругозор. В профессиональной среде это называют селекцией, а диджея-эрудита зовут селектором.
Сведение треков происходит прямо во время сета?
Или это заготовка?
Главное условие диджеинга: все происходит в режиме реального времени. Есть диджеи, которые используют заранее сведенные миксы, но это дурной тон (правда, некоторые делают заготовки двух-трех сведенных треков, чтобы иметь возможность отойти в туалет). При этом многие большие фестивальные диджеи предпочитают скакать под уже записанный сет — отчасти это связано с тем, что лазеры, фейерверки и прочие эффекты тщательно сверяются с таймингом выступления и порядком треков. Но это касается далеко не всех диджеев, выступающих на крупных площадках, и работа диджея чаще всего заметна, если за ним понаблюдать. Если он правда выбирает трек за треком, вы это увидите.
Впрочем, настоящий сет тоже может быть тщательно отрепетирован. Если диджей находится в туре и у него ограниченное количество пластинок, ему проще загодя выверить идеальную последовательность треков. А можно заготовить некоторые сводки заранее — диджейские программы и проигрыватели позволяют перед сетом запомнить идеальное время для начала композиции. Более того, у многих диджеев есть любимые сочетания треков, которые они время от времени повторяют.
Но обычно диджеи полагаются на интуицию и готовят лишь примерный список треков; правда, если во время сета что-то пойдет не так, то придется выкручиваться.