17 июля 1986 года, ровно 30 лет назад, между Советским Союзом и Соединенными Штатами прошел телемарафон, который стал для отношений между двумя странами историческим.
В ответ на вопрос одной американки о том, есть ли в советской рекламе так же много секса, как в американской, россиянка Людмила Иванова рубанула сплеча, заявив, что в СССР секса нет. Лапидарная фраза стала хитом немедленно, а дальнейшие объяснения Людмилы Ивановой потонули в общем хохоте студии.
Как позднее рассказывала сама Людмила Иванова, невольно ставшая автором одного из самых громких неофициальных высказываний на тему общественной жизни в Советском Союзе, в действительности она пыталась объяснить, что в советской рекламе нет сексуальных коннотаций, а в жизни советских людей секс как раз присутствует.
Но поздно: слоган был подхвачен и советской, и американской стороной, а Людмила Иванова, сама того не желая, породила своего рода мем (хотя в 1986 году слова такого не знали).
«Я не успела сказать, что у нас есть любовь, это все потонуло в смехе. Я до сих пор считаю, что в России есть любовь. Правда, секс занял очень большое и определенное место, и теперь у нас секс, трусы и деньги. А раньше была любовь, мороженое и цветы»,— рассказывала Людмила Иванова.
В действительности же тема секса в Советском Союзе была если не табуированной, то уж во всяком случае замалчиваемой. В школах сексуальное воспитание не преподавалось, будучи заменено на стыдливую «Этику и психологию семейной жизни», ребенок, рожденный вне брака, навсегда делал женщину испорченной и опозоренной, а сексуальная жизнь как таковая должна была происходить за плотно закрытыми дверями супружеских спален.
Сексуальной революции в СССР послужил технический прогресс. Когда в начале восьмидесятых в некоторых домах появились портативные видеомагнитофоны, а с ними — «Греческая смоковница» и, конечно, «Эммануэль», советский человек воочию увидел, как выглядит секс на прогнившем Западе.
А с выходом фильма Василия Пичула «Маленькая Вера», в котором постельные сцены играют важную роль в сюжете, а за ним —«Интердевочки» Петра Тодоровского, в Союзе впервые по-настоящему осмыслили понятие секс-символа.
Исполнительница главной роли в «Маленькой Вере» Наталья Негода и «Интердевочка» Елена Яковлева на годы укрепились в сознании советского (и постсоветского) человека как самые сексуально «продвинутые» женщины страны.