Бывает, послушаешь какую-нибудь аудиновинку и задашься вопросом, а что же хотел сказать автор. Лезешь в аннотацию - там ничего внятного, кроме общей информации. Начинаешь искать по соцсетям, лопатишь последние интервью музыканта - а он тоже ничего не объясняет: вы слушайте альбом, говорит, «всё в этой музыке, ты только улови». (А потом ещё обижается, что рецензент неправильно понял пластинку.)
Альбом группы Billy’s Band «Слегка» - полная противоположность вышеописанной ситуации. Для музыкантов было так важно, чтобы их поняли правильно, что они объясняли концепцию новой работы очень подробно, причём. Итак, по задумке Билли Новика и Ко, им «очень хотелось первыми создать то, чего до сих пор не было в России, а именно - новые джазовые песни на русском языке». В пресс-релизе музыканты отбросили ложную скромность и не поскупились на громкие прилагательные: «Уникальный и беспрецедентный пример авторского джаза на русском языке. Без примесей блюза и рока, как в прошлые года, фьюжна и конъюнктуры, как нынче модно. Без эпатажных стилизаций под старину и опостылевшего постмодернизма». К этим амбициозным описаниям Billy’s Band приложил мини-мемуары участников записи о создании альбома. Выглядит это примерно следующим образом: «Мы решили написать новые джазовые стандарты - и написали». В общем, музыканты распиарили свою идею так, что альбом было боязно слушать. Ведь действительно, джаз в нашей стране был то запрещён, то полузапрещён, и для выживания постоянно мимикрировал под советскую эстраду или какие-нибудь романсы. До того чтобы создать джазовые песни на русском языке у наших композиторов просто руки не доходили: ну а зачем, если они всё равно не пройдут худсовет? А чтобы прошли, джазовых влияний в них должно быть поменьше. И вот спустя десятилетия героические Билли Новик и его бэнд решили исправить историческую несправедливость и дать стране джазу. Авторского, песенного и русскоязычного.
Страна и жанр это подвижничество, похоже, не слишком оценила. Так, сервис «Яндекс.Музыка» иронично поместил альбом «Слегка» в стилистическую категорию «Блюз», а среди джазовых музыкантов не нашлось никого, кто начал бы исполнять свежеиспечённые «стандарты» от Billy’s Band.Несмотря на изначальный посыл, пластинка воспринимается как ещё один постмодернистский эксперимент группы. Конечно, с их склонностью к театрализации Billy’s Band мог успешно перевоплотиться в джаз-бэнд, по максимуму исключив из мелодий и аранжировок влияния других стилей. Они, однако же, всё равно пролезают - и не только в кавер-версии на песню Олега Митяева. В инструментальных вещах лучше удаётся придерживаться стиля, а песням не хватает ярких мелодий и какой-то корневой витальности. Если от намёков на рок группе действительно удалось избавиться, то блюз и шансон пошли с их джазом под руку, создавая вместо хитов не более чем приятный фон.
Пение Билли Новика появлению новых джазовых стандартов тоже не способствует. Когда-то он мне рассказывал, что вокальную манеру варьирует в зависимости от творческих задач: «Какую скорость включишь - на той и полетишь». Может хрипеть, может не хрипеть - всё это актёрские дела. Такой же подход был применён и при записи альбома «Слегка»: Билли держал в голове, что нужно быть этаким Луи Армстронгом - ну и сыграл это всё. Технически, может быть, получилось похоже, но без армстронговской - и вообще джазовой - души, отвязности, свободы и заразительности.