Впервые с государственным ансамблем танца «Урал» я познакомилась, когда только переехала в Челябинск и поступила на первый курс университета. Это была хореографическая притча «Аркаим». Ошеломительная и единственная в своем роде. Тогда, в свои семнадцать, я еще плохо понимала все мифологемы, архетипы и философские глубины, которые вмещала в себя эта танцевальная постановка, и воспринимала действо на сцене только на уровне эмоций.
Спустя годы я снова смотрю выступление артистов. Только не в зале филармонии, а на экране компьютера. И все равно — мурашки по коже. Многое открывается по-новому — смысл, сюжет, значение. Смотрю и задаю себе вопрос: почему? В чем секрет этого коллектива? Почему на протяжении более чем 20 лет гастрольной деятельности, за которые ансамбль посетил более двух десятков разных стран, — исключительно восторг и восхищение публики?
До того, как пересмотреть записи концертов «Урала», я наткнулась на видео с выступлением ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева. Вот ведь тоже уникальный коллектив. И тоже завораживает. И также диву даешься, глядя на отточенную технику, нечеловеческую пластику и скорость движений. А мурашек у меня лично нет…
Моменты истории
Об ансамбле танца «Урал» в прессе писали немало. И все же напомню его историю. Все началось в 1971 году, когда при Челябинской филармонии появился семейный ансамбль танца «Уральская скоморошина». Костяк составляла целая династия — братья Виктор, Владимир, Вячеслав, Геннадий, Иван и Леонид Карачинцевы. Коллектив развивался в жанре народного танца, обращался в своем творчестве к самым основам и корням фольклорного искусства. Правда, время тогда было такое, что танцоров приходилось буквально искать по всей стране, челябинских не хватало. Да и не слишком-то это было оплачиваемое дело — искусство. Как, впрочем, и сегодня…
1980 год. «Уральская скоморошина» переживает перерождение и обретает новый облик — превращается в ансамбль народного танца «Урал». Основной художественный принцип сохраняется — обращение к народным истокам. Однако коллектив меняется: формируется новая творческая концепция, появляются новые жанровые направления — современный танец, модерн. Репертуар расширяется, и вот уже кроме народного танца в программе выступлений хореографическая притча «Аркаим», мюзикл «Кировка», опера-розыгрыш «Дюймовочка», танцевальные постановки на тему Великой Отечественной войны, детские спектакли.
Культурный бренд
Теперь, чтобы попасть в коллектив ансамбля, нужно пройти настоящий кастинг. Требования к претендентам предъявляются высокие. Чтобы стать артистом «Урала», нужно соответствовать высокому уровню профессионализма коллектива. Об этом мечтают выпускники народного отделения хореографических училищ, Челябинского государственного института культуры. Но проверку на профпригодность проходят далеко не все. В 2008 году появилась кузница молодых кадров — детская студия ансамбля танца «Урал». Отдать сюда своего ребенка хотят многие. Но и здесь критерии отбора не менее строгие. Более того, даже если юный танцор пройдет кастинг, это еще не значит, что он останется в коллективе.
— В процессе обучения происходит определенный отсев, потому что не все дети справляются с нагрузками, — рассказывает главный балетмейстер ансамбля танца «Урал» Светлана Лукина. — Тогда мы предлагаем им перейти в любой другой самодеятельный коллектив. Некоторые относятся к этому спокойно и понимают, что лучше ребенку быть первым в самодеятельности, чем последним у нас.
Некоторые, но не все. Порой желающие стать частью коллектива ансамбля танца «Урал» идут на это не столько ради искусства, сколько из-за престижности коллектива. А то, что «Урал» — это бренд Южного Урала, уж точно не подлежит сомнению.
Искусство выше политики
Подтверждением этому является тот факт, что коллектив давно перешагнул уровень, когда приходится принимать участие в конкурсах-смотрах, чтобы получить приглашение на тот или иной зарубежный фестиваль. «Урал» за границей знают и ждут. И Европа, и Китай, и еще более дальние страны приглашают южноуральский коллектив не только выступить на локальных мероприятиях, но и совершить гастроли в разных городах. Нередко ансамбль танца «Урал» становился первооткрывателем и выступал там, где «не ступала нога» других российских артистов.
— Мы были первым и единственным коллективом, который дал концерт в библиотеке ООН имени Дага Хаммаршельда в Нью-Йорке, — вспоминает директор ансамбля «Урал» Владимир Карачинцев. — Сцена там совершенно не приспособлена для подобных выступлений. Но, поскольку они сами нас пригласили, организаторам пришлось пойти на немыслимые для них уступки — демонтировать стол, который находился перед сценой, чтобы расширить площадку для выступления. Такого не было за всю историю этого зала.
Сегодня ансамбль танца «Урал» с полным на то правом может позволить себе выбирать гастрольные маршруты и диктовать условия. Так, два года назад СМИ с огромной охотой набросились на сообщение о том, что ансамбль танца «Урал» отказался от заграничных гастролей в знак протеста против санкций. Испании и Италии «уральцы» тогда предпочли Крым, где, само собой, артистов ждали и встречали с особыми чувствами.
Из-за политической ситуации коллектив с некоторым беспокойством отправился на европейские гастроли, которые состоялись в июле 2016 года. Обстановка там действительно была напряженной, о чем артистам еще до выхода на сцену сообщил атташе по культуре посольства России в Болгарии. Однако во время выступлений подтвердилась незыблемая истина: искусство выше политики.
— Политические отношения между Россией и Европой действительно непростые, это ощущается за границей, — делится своими наблюдениями Светлана Лукина. — Но на жителей европейских государств, на зрителей, которые приходили на наши выступления, это никак не повлияло. Нас везде встречали очень эмоционально и тепло. Кричали «Russia number one» («Россия номер один». — Прим. авт.), аплодировали стоя.
Коллектив с душой
Так в чем же секрет, не побоюсь этого слова, всемирной любви и признания? Для себя я ответила на этот вопрос так: в искренности и тотальной самоотдаче любимому делу, которое и работа, и вдохновение. Подтверждение своим выводам нахожу в ответе Светланы Лукиной, которая, подумав несколько минут, так отвечает на вопрос о том, как бы она описала ансамбль танца «Урал»:
— Коллектив эмоциональный, открытый, добрый, отзывчивый, дружелюбный, талантливый… И с душой. Все эти эпитеты применимы и к артистам на сцене, и к ним же в обычной жизни.
Но, пожалуй, правильнее будет предоставить каждому возможность самому судить, в чем секрет популярности и притягательной силы «Урала» и есть ли тут вообще какие бы то ни было секреты. Правда, ближайшая для этого возможность у южноуральцев появится еще не очень-то скоро. Большой сольный концерт виртуозы народного танца дадут 30 сентября.