Уникальная скрипка Страдивари, украденная 35 лет назад, нашлась. Её обнаружили в Америке. Причем последние несколько лет инструмент пролежал в пыльном чулане и мог вообще больше не увидеть свет. Если бы ни одно но.
Когда зазвучал ее голос, пожалуй, ни у кого больше не осталось сомнений. Это тот самый шедевр Страдивари, который мастер сделал в 1734 году, и который верой и правдой служил гениальному музыканту Роману Тотенбергу. 35 лет назад инструмент бесследно исчез, и дочерям Тотенберга до сих пор тяжело вспоминать тот день.
"Отец давал концерт в музыкальной школе, где и служил. Был полный успех, его поздравляли, но когда он вернулся в свой класс, скрипка исчезла. Для него это был тяжелый удар. Он утратил своего партнера, с которым они вместе выступали 38 лет", - рассказывает Нина Тотенберг.
Подозрения сразу пали на молодого скрипача Филиппа Джонсона, который в тот вечер не отходил от инструмента. Но одних только подозрений, и как оказалось, верных, для полиции было мало. Самому Джонсону до конца жизни приходилось хорошо прятать скрипку. Он умер в 2011 году от рака, за год до смерти Тотенберга, и унес в могилу шифр кодового замка к футляру инструмента.
"После его смерти футляр нашла его бывшая жена, но не могла его открыть, так что просто забросила его в чулан, где он пролежал три года. Потом во время уборки она наткнулась на него опять, и ее новый мужчина просто взломал замок. Увидев скрипку, он отправил ее к оценщику", - рассказывает Нина Тотенберг.
Антиквар Филипп Инджеян подтвердил - да, это настоящий Страдивари, но украденный - и вызвал ФБР.
"Только взглянув на инструмент, я будто бы узнал кого-то из родных. Опознать его было очень просто. Я почти закричал - эврика!" - говорит он.
Старое дело подняли из архива, но быстро поняли, что наказывать уже некого, остается только восстановить справедливость и вернуть многострадального Страдивари в семью.
"Увы, Роман Тотенберг так никогда и не смог больше сыграть на своем любимом Страдивари, он умер в 2012 году. Но сейчас мы с большим удовольствием можем воссоединить эту семью и вернуть инструмент его дочерям", - заявил окружной прокурор Прит Барара.
Хранить скрипку у себя, сколь бы ни была она им дорога, дочери Тотенберга не захотели. Скорее всего, ее продадут на аукционе. Голос уникального инструмента должен звучать, а значит, нужен новый владелец, возможно, такой же гениальный, как их отец.