Есть люди, которые жить не могут без новых изобретений. А дорвавшись, не угомонятся, пока не пристроят их в свою новую музыку. Именно таков Винс Кларк - создатель Depeche Mode, ушедший из группы после первого хитового альбома Speak & Spell. А потом так же, прославив свои очередные проекты - Yazoo и Erasure, - покидал уже и их. Так дети стремительно хватаются за новые игрушки, а освоив их, ищут уже все новые и новые. Неудивительно, что этот бритый налысо клавишник с отрешенным взглядом и склонностью к затворничеству одним из первых увлекся и искусственным интеллектом. И даже записал с его помощью новый альбом. В студии они трудились поровну - Винс Кларк и его синтезатор, опиравшийся на поддержку компьютера. Меломанам остается гадать: кто же победил?
Винс Кларк в 80-е стал одним из создателей синти-попа и техно-дэнса, сочинял стадионные хиты и был движущей силой нескольких звездных групп. Но теперь изменился до неузнаваемости. Его первый сольный альбом Songs of Silence ("Песни тишины") - одновременно и футуристический, и гипнотический, и авантюрный. В нем мечутся и сменяют друг друга звуки Вселенной, мистический эмбиент и психоделическая парадоксальность. Есть те, в которых есть мелодии, магия, а есть и те, что как наброски и несогласованные междометия чувств.
И все оттого, что Кларк - уже не только как клавишник, но и как программист - решил поэкспериментировать с гибким модульным синтезатором Eurorack. Он ставил перед ним задачи, ориентировал каждый раз на новые тональности, а потом просто записывал звуки, исходившие от Eurorack. Причем выпустить такой альбом его попросил рекор-лейбл Mute, издавший немало культовых дисков, в которых рок встречался с электроникой - Depeche Mode, Moby, Franz Ferdinand. В итоге искусственный интеллект сочинил удивительную музыку.
В некоторых эмбиентных композициях действие начинается нудно и монотонно, но потом появляются плотные басовые линии, а мелодии переливается будто бы разными цветами и настроениями. При этом рефрены обычно отсутствуют, а ИИ, выяснилось, предпочитает инструментальную музыку. Но есть и мрачноватый трек Passage с оперным вокалом без слов, даже отголоски индастриала в перкуссии, задуманной для коды. Хотя больше впечатляют Scarper - занятный образчик клубной транс-музыки и инструментальный трек The Lamentations Of Jeremiah, построенный на выразительной игре виолончели и диссонансных звуках скрипки.
Часть композиций - заслуга ИИ, в других влияния Винса Кларка заметны, ибо в Blackleg есть парафраз народной английской песни XIX века, которую загадочный разум не мог знать. Где-то он добавил и дополнительные сэмплы. Но кто больше отличился на Songs of Silence, так запросто не определить. Но из 10 треков нет ни одного попсового, сделанного в духе моды, для хит-парадов. Зато присутствует совсем иная форма мышления, а смешение контрапунктов, инстинктов, полутонов, эмоций и стилевых коллапсов удивят и еще больше поманят нас будущими музыкальными возможностями.