Процесс сегментации начался куда раньше, еще лет пять назад. Но тогда 18-летние встречались на фудкортах, и хотя бы могли поговорить о музыке, которая им нравится. Нравится им Гуф или нет, например. В 2020 году это уже редкость. «Я такое не слушаю», - типичная фраза в ответ на имя артиста. Это уже не атомы, а электроны. Имя вездесущего Моргенштерна вызывает изжогу похлеще имени Иосифа Кобзона у советских неформалов.
Поэтому я, как человек, профессионально слушающий вообще все и всех, хотел бы рассказать что-то интересное для каждого сегментика. Скорее всего, каждому одному читателю станет интересен только один абзац этого текста, - но вдруг захочется узнать немного о главном, чтобы было в ушах у других людей? Надеюсь на это.
1. А что там у попсы?
Попса - больше не Киркоров в перьях, а первые строчки чартов ВК. Коллективное бессознательное подростков, делающих кассу что в залах, что на стримингах. За редким исключением эти треки и этих артистов объединяет то, что они отчаянно попсовы и ориентированы на утилитарный спрос («чтоб из тачки бомбило»). Неудивительно, что почти все — Слава Марлоу (включая Моргенштерна), Niletto, Ramil’, Miyagi&Andy Panda, Dabro, Мэвл, Gayazov$ Brother$, Jony, Ганвест, Клава Кока и др., - парадоксальным образом ориентируются на мелодику 90-х годов СССР и популярное тогда же итало-диско больше, чем на собственно американский хип-хоп. Генетическая память, не иначе…
2. Рок жив?
2020 год дал неожиданно большое количество заметных рок-проектов, пусть с оговорками. Но они появились не на «Нашем радио» с его консервативной аудиторией, а в том же ВК и на Ютьюбе. Повторим название группы Dabro – их альбом «Юность» стал лучшим поп-роком года. Снова стал моден жанр «нимфетки с гитарами», только теперь они не кричат пронзительно, как «Тату» или «Тотал», а нежно матерятся и поют про секс так, что взрослые краснеют. Это в первую очередь питерский проект «Кис-Кис» (альбом «Пир во время чумы») и группа «Френдзона» (ее солистка Мэйби Бэйби вполне уже успешна сольно). Возможно, скоро к ним присоединится проект «Ада» с альбомом «Взрослый альбом». Да и «Пошлую Молли» не стоит сбрасывать со счетов.
Классический русский рок тоже не дал о себе забыть. Эпохальный альбом «Мечты» выпустила группа «Аукцыон», Борис Гребенщиков выпустил самобытный альбом «Знак огня» и раздолбайский «Тор», а «Сплин» не подкачал с альбомом «Вира и майна». Стоит обратить внимание на альбомы «O2» от «Ночные Снайперы», «Хина» и «Как я стал клоуном» Ольги Арефьевой, «В метре» от «Машины времени» (они же выпустили эталонный сборник лайв-хитов «50»), битломанский альбом «Время» от «Старого приятеля» и «Время будить королей» от «Оргии Праведников».
3. Рэп как рэп
Классического рэпа в чартах 2020 года больше почти нет. Понятно, что выход нового релиза от олдов Скриптонита («2004») или «Касты» («Чернила осьминога») способны ненадолго изменить картинку, но очень уж ненадолго. Рябь на воде. Немного живчика давал разве что сбежавший из России в Барселону рэпер Kizaru («Born To Trap»).
Из другого заметного — релиз ЛСП «Свиное рыло» и Слава КПСС «Чудовище, погубившее мир». Кошкины слезы, словом.