

Геннадий Игоревич Гладков. Родился 18 февраля 1935 года в Москве. Советский и российский композитор, педагог, автор музыки к фильмам и мультфильмам. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Народный артист Российской Федерации (2002). Геннадий Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве в семье музыкантов.
Отец - Игорь Иванович Гладков, аккордеонист, баянист, солист джазового оркестра Александра Цфасмана. Дед аккомпанировал на саратовской гармошке знаменитой певице Лидии Руслановой. Музыкантами были и его дяди - один был прекрасным гитаристом и великолепно исполнял цыганские романсы, другой играл на ударных в джаз-бэнде. Родители Геннадия развелись, когда он был школьником. С ранних лет занимался музыкой.
Учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. После того, как его родители расстались, он жил с мамой. Распад семьи едва не подорвал его музыкальную карьеру. Поскольку им с мамой жилось тяжело, после 7-го класса он пошел в химический техникум, чтобы получать пусть небольшую, но ежемесячную стипендию. По вечерам после занятий он играл на танцах на аккордеоне. После окончания химического техникума Геннадий Гладков поступил на работу в НИИ красителей.
В свободное от работы время он организовывал музыкальные вечера, участвовал в самодеятельности. Параллельно писал музыку. В конце концов он поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского. После ее окончания занимался преподавательской деятельностью. С 1963 года преподавал в Московском хоровом училище, а c 1966 года преподавал оркестровку в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Геннадий Гладков в юности Еще будучи студентом, он в 1961 году написал музыку к спектаклю «Друг детства» московского театра «Современник» по пьесе Михаила Львовского. Тогда же начал сотрудничать с кинематографом. Его первое произведение было написано им для научно-популярного фильма под названием «Тайны минувшего». Далее его друг детства (были знакомы еще со школы) - актер Василий Ливанов - позвал композитора вместе поработать над мультфильмом «Самый, самый, самый, самый». Перед тем Гладков написал музыку для дипломной режиссёрской работы Ливанова в Щукинском училище - спектаклю по «Трём толстякам» Юрия Олеши. Геннадий Гладков и Василий Ливанов По-настоящему широкую известность Геннадию Гладкову принесли мелодии из популярного мультфильма «Бременские музыканты». Сценарий к легендарному мультфильму написал тоже Василий Ливанов. Относительно успеха «Бременских музыкантов» Гладков говорил: "Я бы сказал, что тут все удачно совпало: ожидания зрителей и наши творческие устремления. Хотелось чего-то новенького, свежего, молодежного. В то время были очень популярны вокально-инструментальные ансамбли, а у нас их критиковали. И то, что вы слышите в мультфильме, приближено по составу к ВИА. Тогда хотели взять на озвучивание целый ансамбль, но не сложилось. Пришел Олег Анофриев и озвучил всех героев. Результат получился неожиданный и интересный". Вдохновленные успехом Ливанов и Гладков решили сделать что-нибудь необычное. Они сняли мультфильм «Синяя птица» - нестандартный, почти арт-хаусный фильм. Однако лента успеха не имела. С конца 1960 годов Гладков начинает сотрудничать с Марком Захаровым, в то время бывшим режиссёром Московского театра сатиры. На сцене этого театра появляются спектакли с музыкой Гладкова: «Проснись и пой», «Темп-1929», «Чудак-человек». В дальнейшем к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Ленинградского драматического театра имени Ленсовета, - «Укрощение строптивой», «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Трубадур и его друзья» и «Ковалёва из провинции».
В ходе работы над спектаклем «Дульсинея Тобосская» он подружился с актером Михаилом Боярским. Частым гостем в доме Гладкова был Андрей Миронов, с которым они не только работали в кино, но также на сцене - композитор аккомпанировал актеру на концертах. Далее писал музыку к спектаклям Московского театра имени Ленинского комсомола, поставленных Марком Захаровым, таким как «Автоград-XXI», «Тиль», «Жестокие игры», а также музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата» в «Современнике». Геннадий Гладков часто сам становился участником спектакля, импровизируя вместе с оркестром, расположенным на сцене. Так, на гастролях в Польше в 1977 году Геннадий Гладков исполнял в «Тиле» все музыкальные партии, дополнял их импровизациями. В 1983 году в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко поставлена первая опера Геннадия Гладкова «Старший сын» (автор либретто по одноимённой пьесе Александра Вампилова - Юлий Ким, режиссёр-постановщик - М. Дотлибов).
В первой половине 1980-х Гладков также пишет музыку к спектаклю «Оптимистическая трагедия» (театр Ленинского комсомола), балеты «Вий» и «Двенадцать стульев» (Свердловский театр оперы и балета), оперетту «Собака на сене» (поставлена в Воронеже, Иванове), детскую оперетту «Три Ивана» (Свердловск), мюзикл «Дон Жуан» (Театр кукол имени С. В. Образцова). Значимый вклад Геннадий Гладков внес в отечественный кинематограф. С режиссером Марком Захаровым он сотрудничал в картинах «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». В фильме Захарова «Формула любви» Гладков исполнил небольшую роль - слугу, который произносит фразу: - С кого ж такую лепили?..
Также музыка Геннадия Гладкова звучит в таких популярных фильмах как «Джентльмены удачи», «Точка, точка, запятая...», «Люди и манекены», «Ты - мне, я - тебе!», «Дон Сезар де Базан», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дульсинея Тобосская», «После дождичка в четверг», «Расстанемся, пока хорошие», «До первой крови».
Музыка Гладкова особенная, со своим стилем и вкусом, хорошо запоминается. Геннадий Гладков сотрудничал с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом, Дмитрием Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни - «По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви».
В 1990-е он продолжил сотрудничество с различными театрами. Гладков писал музыкальную комедию для петербургского Открытого театра «Адъютант Его Величества», балет «Танец дьявола», мюзиклы «Йоахим-Лис - детектив с дипломом» (для театра «Детектив»), «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» по А. Н. Островскому.
В числе его театральных работ также музыка к спектаклям: «Принцесса и эхо», «Дорогая Памела», «Не покидай меня, весна», «Волшебный сон», «Геракл», «А на небе радуга...», «Шиворот-навыворот», «Мужской сезон», «Сильвия», «Памела, или 2+2», «Сирано де Бержерак», «Ах, высший свет!», «Хория», «Мои надежды», «Тяжкая забота короля Доброхота».
С 1992 года писал музыкальное сопровождение для детских новогодних праздников, проходивших в Кремле.
О секрете шлягеров Гладков говорил: "Ведь, как ни странно, хорошая мелодия не может быть ни на что не похожа. Ибо, если она ни на что не похожа, ее просто никто не узнает. У всякой красивой темы должны быть определенные истоки. Будь то русская народная песня или джазовая композиция. Очень важен индивидуальный талант автора: как он все повернет? Вообще, хороший композитор всегда умеет совмещать собственный профессионализм (грубо говоря, консерваторское образование) с той жизнью, которой живут обычные люди. Он не имеет права быть снобом, должен слышать, чувствовать и понимать ту музыку, которая несется из окон и звучит на танцплощадках. Иначе его не поймут. А всему этому ни в школе, ни в училище, ни даже в консерватории не учат".
Об особенностях музыки для кино Геннадий Гладков рассказывал: "Музыка должна направлять. Скажем, если в кадре похороны, логично для композитора создать нечто, похожее на похоронный марш. Если какая-то помпезная сцена - стало быть, уместен большой хор. Однако все зависит от автора, от его личного набора слуховых ассоциаций. Он должен чутко улавливать невидимую грань: если этот самый хор, да еще и в сопровождении оркестра, будет петь о какой-то ерунде, то произойдет нестыковка формы и содержания. Получится просто смешно... Все наши лучшие кинокомпозиторы обладают одним бесценным даром: умением попасть «в картинку» и не высовываться из нее. Излишняя технологичность только мешает - она заметна в произведениях композитора так же, как переигрывание в актерстве. Мы ведь всегда определим, когда артист играет, а когда кривляется. Найти золотую середину непросто - но в этом и состоит основная задача творческого человека".