КИРКЕНЕС. Несмотря на то, что Баренцев Евроарктический Совет старается привлекать представителей коренных народов к принятию решений, отражающихся на их жизни, недостаток финансирования делает такое участие в реальности неосуществимым.
«Задача почти невыполнимая, – говорит Ларс-Андерс Бэр, председатель Рабочей группы по вопросам коренных народов. – Да, мы на сцене, но ничего мы не стоим».
Ларс-Андер Бэр, в прошлом председатель Саамского парламента Швеции, выступал в одном ряду с высшими официальными лицами стран Баренцрегиона на Баренц-саммите в Киркенесе (Норвегия) неделю назад, когда была обнародована новая Киркенесская декларация. На саммите он объявил, что рабочей группе придётся «частично свернуть» своё участие в работе Совета, если страны-члены не увеличат финансирование организаций коренных народов.
«Речь не идёт о больших деньгах, – подчеркнул он. – Ежегодного финансирования на уровне 400.000 норвежских крон (52.000 евро) было бы достаточно, чтобы обеспечить коренным народам адекватное участие в деятельности Совета и принятии решений. В масштабах государства это просто гроши».
Рабочая группа, по словам Бэра, получает финансовую поддержку от правительства Норвегии, но для полноценного выполнения группой своих функций требуется финансирование от всех Баренц-стран. Например, два года назад коренные народы региона получили приглашение ввести своих представителей во все рабочие группы Совета, но они попросту не могли это себе позволить: «Из-за того, что у нас нет денег, мы вынуждены делать нелёгкий выбор».
Как отмечает председатель Саамского совета Аиле Яво, которая предпочла не появляться на Баренц-саммите, в новой Киркенесской декларации много говорится о вовлечении коренных народов в работу Совета, но не уточняется, как это будет реализовано.
«Говорят, что хотели бы усилить участие коренных народов в Баренцево сотрудничестве, но для этого, конечно же, необходимы ещё и деньги, чтобы красивые слова так и не остались на бумаге», – говорит она.
Средства необходимы, чтобы должным образом готовить заседания, приезжать на мероприятия и консультироваться со специалистами о наиболее оптимальном подходе к решениям, отражающимся на жизни коренных народов.
«Если мне нужно в Киркенес, мне придётся ехать туда по пути с кем-то, и остановиться мне придётся у кого-то, бесплатно, потому что у нас нет денег на участие», – говорит она.
Хотя банковский счёт рабочей группы угрожающе тает, Ларс-Андерс Бэр говорит, что «питает оптимизм», что Баренц-страны в скором времени найдут финансирование. В конце концов, по новой Киркенесской декларации можно судить, что голосу коренных народов в процессах принятия решений придаётся значение.
Конкретные меры по расширению участия коренных народов в работе Совета Баренцрегиона будут обсуждаться на министерской сессии в октябре