приостановлена деятельность общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
О формальном основании.
Формальным основанием для этого послужило то, что, по мнению Минюста России, статус Ассоциации, закрепленный в ее Уставе, не соответствует действующему законодательству. При этом Устав, как и сама Ассоциация, существует в течение 22 лет, с момента утверждения на первом Съезде коренных малочисленных народов Севера, Российской Федерации, который был проведен в 1990 г. еще в Советском Союзе. За это время Устав проходил перерегистрацию в этом же самом федеральном Министерстве юстиции (далее Минюст) два раза в конце 90-х гг. и в 2005 г.
То есть в последний раз в 2005 г., когда на V Съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Устав вносились изменения, сам Минюст детально проверял документ на соответствие федеральному законодательству и утвердил его как уполномоченный федеральный орган. И за все эти годы Устав и название организации не вызывали нареканий со стороны Минюста. Федеральное законодательство в отношении статуса общественных объединений с тех пор не менялось.
О механизме.
В начале 2010 г. Минюст России начал проверку деятельности Ассоциации. После многомесячной проверки Минюст сделал два мелких и формальных замечания:
Во-первых, чиновники потребовали зарегистрировать в федеральном реестре эмблему Ассоциации, которая существует уже больше 20 лет и до этого никто из органов власти ее регистрации не требовал.
Во-вторых, они потребовали, что в связи с тем, что Ассоциация носит всероссийский статус (и это отражено в названии), нужно внести в Устав список представительств Ассоциации в регионах (субъектах Федерации). Такой список все эти годы существовал как отдельное приложение к регистрационным документам Ассоциации, что тоже не вызывало никаких претензий со стороны органов власти.
Дело в том, что в соответствие с российским законодательством, организации, для получения статуса общероссийской, необходимо иметь представительства, филиалы или отделения более чем в половине регионов Российской Федерации. Сегодня в России всего 83 субъекта Федерации. Значит для того, чтобы иметь общероссийский статус – необходимо иметь представительства минимум в 42 регионах.
Коренные малочисленные народы Севера в России проживают в 28 субъектах Федерации, эти регионы составляют более 60 процентов территории страны (от Мурманской области на Западе и Камчатки на Востоке). В 25 регионах действуют региональные и этнические Ассоциации коренных народов Севера – члены RAIPON (RAIPON – англоязычная аббревиатура Ассоциации). В 49 субъектах Федерации Ассоциация имеет представительства, которые не носят статус юридического лица. Такая структура Ассоциации в полной мере оправдывает звание ОБЩЕРОССИЙСКОЙ общественной организации.
Несмотря на то, что требования носили формальный характер, Ассоциация, как законопослушная общественная организация, подчинилась требованиям Минюста и организовала (через год после очередного) срочный внеочередной Съезд коренных малочисленных народов Севера, пригласив от каждого регионального отделения по одному делегату. По уставу съезды проводятся раз в 4 года. Каждый может понять, что совершенно невозможно проводить огромный Съезд, на который приезжают десятки делегаций со всех регионов (некоторые делегации составляют несколько десятков человек) и в котором участвуют около тысячи человек только для того, чтобы исправить две строчки в Уставе, выполняя формальные требования Минюста.
Этот внеочередной Съезд состоялся в апреле 2011 года и принял два формальных решения:
Зарегистрировать в реестре Министерства юстиции эмблему Ассоциации (которая уже давно всем известна во всем мире как эмблема RAIPON).
Внести существующий отдельно список представительств Ассоциации в регионах в Устав.
После этого Минюст старательно пытается найти формальные нарушения в проведении съезда и находит в этом «малом» внеочередном Съезде неправильно оформленные протоколы региональных делегаций. При этом Минюст принимает одну часть одного и того же протокола Съезда и регистрирует эмблему, и не принимает вторую его часть и не соглашается внести список представительств в Устав. Совершенно немыслимо как может одна часть одного и того же документа быть признана соответствующей законодательству, а вторая нет.
Дальше Ассоциация обращается в суд и почти два года в рабочем порядке в разных судах идет судебное разбирательство по этому вопросу – нормальный цивилизованный путь решения, к которому постоянно призывают нас чиновники. 18 октября 2012 г. Ассоциация проигрывает дело в Московском городском суде. Следующий шаг – обращение в Верховный суд РФ. При этом, близится срок проведения очередного 7 Съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, который запланирован на 28-29 марта 2013 г. И все понимают, что на этом Съезде это последнее формальное требование Минюста будет выполнено, список представительств Ассоциации будет внесен в Устав и все забудут об этой истории.
Но 1 ноября 2012 г. внезапно Минюст своим решением останавливает деятельность Ассоциации на срок до 20 апреля 2013.
Вопрос о статусе.
Звание общероссийской организации крайне важно для Ассоциации, т.к. это позволяет вносить свои предложения по законодательству федеральным органам власти в Москве, являться членом Общественных советов при федеральных министерствах, вносить свою кандидатуру на выборах в Общественную Палату России и т.д. Для Ассоциации вопрос о статусе организации важен и принципиален.
Долгие годы Правительство России, которое испытывает постоянную критику RAIPON по поводу реализации государственной политики в отношении прав коренных народов в первую очередь на традиционные земли, пытается создать альтернативную «карманную» организацию коренных народов, которая бы одобряла действия Правительства и не высказывала бы критики в его адрес. Правительство не оставляет попыток найти организаторов, которые смогли бы осуществить эту работу. Но до сих пор эти попытки остаются бесплодными.
Потому что создание общероссийской организации коренных народов, одновременная работа во множестве регионов, отделенных друг от друга тысячами километров – это гигантская совместная работа целых поколений лидеров и активистов коренных народов, которые объединились еще на закате Советского Союза для того, чтобы совместно защищать свои права.
Правительство создает десятками «карманные» политические партии, однако где ему найти столько аборигенов, да еще и в половине регионов России? Ведь нельзя создать организацию коренных народов без самих коренных народов.
О «приостановке» деятельности.
Минюст прекрасно знает о сроках проведения Съезда Ассоциации в конце марта 2013 г. Об этом ему неоднократно сообщала и сама Ассоциация, и, естественно, Министерство получает информацию от своих региональных органов. Таким образом, вынося решение о приостановке деятельности Ассоциации до 20 апреля 2013 г., Минюст сознательно парализует деятельность Ассоциации именно в сроки подготовки и проведения Съезда. Делается это очевидно для того, чтобы либо не дать провести Съезд, несмотря на то, что именно на Съезде нарушения, на которые указывает Минюст, могут быть устранены, либо закрыть Ассоциацию, в случае если Правительство не устроит принятые на Съезде решения. То есть с одной стороны Минюст указывает на нарушения, с другой стороны не дает возможности их устранить. Какой результат хочет получить Правительство можно только гадать, однако, в любом случае за действиями Министерства юстиции угадывается желание устранить, так или иначе, самостоятельность Ассоциации, в первую очередь, как независимого и последовательного критика политики Правительства РФ по вопросам прав коренных народов и как одного из значимых игроков на международной арене в области защиты прав коренных народов.
Источник: КОЛЬСКОЕ СААМСКОЕ РАДИО