Я уже несколько раз встретил в новостях о выходе трибьюта группе «Зоопарк» термин «многострадальный». Отчасти это оправдано: диск готовился к 60-летию со дня рождения Майка Науменко, а появился только к 61-летию. Необходимую для издания сумму с помощью краудфандинга собрать не удалось, и акционеры проекта, пожертвовавшие свои средства, некоторые время подозревали, что не увидят ни денег, ни альбома. Ну и когда трибьют таки вышел, громким событием это не стало.
По сумме этих факторов - вроде действительно «многострадальный» релиз. Но если абстрагироваться от извечной русской тяге к красивым круглым датам, какая разница - к 60-летию Майка вышел альбом или годом позже? Можно подумать, что год назад выпуск трибьюта сопровождался бы народными гуляниями и презентацией в «Олимпийском». Нет, не сопровождался бы: песни Майка Науменко, одного из главных героев и создателей русского рока, каким бы его знаем, так и не стали мейнстримом. Классикой - да, стали, но только для некоторого количества понимающих слушателей. Остальным ширнармассам довольно трудно объяснить, в чём заключается шарм и харизма Майка Науменко и его песен.
Ну а для понимающих «своих» «Песни простого человека» - великолепный подарок. Среди исполнителей песен Майка не было равнодушных - поэтому любопытно слушать практически всё: и кавер-версии, старательно подражающие оригиналу, и эксперименты на знакомом материале. Одной из главной удач сборника стала сага про «Уездный город N»: литературоцентричную историю с огромным количеством персонажей озвучила сборная команда из Ромарио, Леонида Парфёнова, Веры Полозковой, Михаила Козырева, Виктора Гусева, Ирины Хакамады, Орлуши и Михаила Шаца. Полагаю, Майк был бы доволен, услышав свою вещь в столь многоликом исполнении. Вечно молодое «Браво» изменило текст «Blues de Moscow», так что не сразу поймёшь, это одни классики перепевают другого или молодые хипстеры самовыражаются. Animal Jazz, исполняя «Сладкую N», местами пародируют не Майка, а БГ, что выглядит довольно милой шуткой.
«Секрет» перепел в 2015-м ту же «Буги-вуги каждый день», которую уже перепевал в 1984-м. Звучать они стали лучше, но юная безбашенность, конечно, подутрачена, так что впечатления двойственные. «Белая ночь/Белое тепло» в версии Юрия Наумова, «Растафара» Бориса Гребенщикова, «Мария» Андрея Макаревича, «В тот день» «ЧайФа», «Похмельный блюз» Профессора Лебединского сделаны сколь предсказуемо, столь и деликатно, а Вася Васин в содружестве с Blues Doctors спевший «Буги-вуги», вообще выглядит реинкарнацией Майка. Михаил Ефремов продекламировал стихотворение «Посвящение Т.». Из менее очевидных работ выделяются «Вперёд, Бодхисатва» Миши Лузина, поп-панк-версия «В тот день» от «Теней свободы», «Если хочешь» от группы «Пони» и «Гопники» в исполнении удивительной коллаборации Романа Рябцева и Паштета Филиппенко. «Кукрыниксы», «Лампасы» и Casual добавляют трибьюту массовости и общую картину тоже не портят.
Невозможно сказать, был бы Майк Науменко успешным и актуальным музыкантом, доживи он до наших дней. Но трибьют чётко доказывает, что его песни недурно смотрятся и в новых аранжировках, и в чужом исполнении.