...Что это было уже в самом начале «The End» Black Sabbath — последнего, говорят, сборника супергруппы? В принципе, ожидаемо и знакомо, перед первым треком Оззи от души кричит «ку-ку» и еще раз «ку-ку», но далее, господа, вы же звери. Досадной надсадностью Осборн стал страдать еще со времен, когда пересел в инвалидную коляску, в которой раскатывает по дому, и в эпоху лихого прятанья бухла от жены в многочисленных закоулках того же особняка.
Но чтобы с минуты на минуту ожидать, что легендарный рокер пустит, наконец, петуха и от изначального «ку-ку» перейдет к визжащим «ку-ка-ре-ку» в стиле Дэйва Ли Рота в «You’re No Good» 1979-го у Ван Халлена в группе — до этого лучше не слушать шабаш на протяжении невесть скольких лет, и даже, кажется, с тех пор, как в молодежном журнале «Смена» завелся одноименный обозреватель Саша Субботин. Ну, а в «Трезвости и культуре» в то перестроечное время правила бал комсомольская поэтесса Маргарита Пушкина. «Что только не происходит на сцене во время концертов групп черного металла, — сообщала она о запрещенной в СССР группе. — Окровавленные головы, распиленные кресты, расстрелы служителей церкви и самого Иисуса Христа».
И хотя концертного пороху в расстрельных пороховницах у музыкантов изрядно поубавилось, но музыка у «Black Sabbath» по-прежнему хороша — тяжела, увесиста и убедительна. Рифы отточены и рафинированы (талант Тони Айомми никому не передает, сам пропью), уже первая семиминутная рок-сюита с бравурным ритмом и барабанным боем и неизменно стильным названием «Season Of The Dead» задает тематическое задание всем фанатам группы: умрет или не умрет в этом сезоне, уйдет или не уйдет в очередной рекламный раз от любящей жены наш волшебник из детской страны Оз — по дороге из желтого кирпича имени — тьфу-тьфу-тьфу, не к ночи будет сказано — сэра Элтона Джона?
Если же без лирики, то последний, говорят, альбом ветеранов хард-рока — это собранье пестрых, пылких и по-прежнему острых выступлений на всевозможных площадках концертного мира — от Австралии и Новой Зеландии, куда в свое время заносило, кажется, только «Битлз», до Канады. Все-таки завершающий тур группы, к которому сборник финальных песен и приурочен. Посему ностальгическая подборка содержит четыре студийных записи ранее не выпускавшихся песен, записанных во время работы «Black Sabbath» над альбомом «13», и четыре концертных записи песен с этого же альбома, сделанные во время выступлений в 2013 — 2014 годах. Понятно, что диск выпущен ограниченным тиражом и продаётся только на концертах группы.
Отдельного внимания заслуживает бессменный состав, точнее, основа — остов и скелет коллектива. Великолепный Оззи Осборн, по-прежнему «звучащий» Тони Айомми, чью гитару не спутать ни с чьей, как это бывает у мастеров со стажем, ну и Гизер Батлер на басу. На клавишах у наших рокеров — Адам Уэйкман, сын легендарного органиста из группы «Yes» Рика Уэйкмана, а на ударных вместо одного из трех основателей группы, барабанщика Билла Уорда (именно из-за него они то и дело называются то «Heaven And Hell», то еще хуже, хотя начинали вообще с названия «The Polka Tulk Blues Band» 1968 года) — 47-летний Брэд Уилк из «Rage Against The Machine» и 36-летний Тони Клафетос из группы Элиса Купера и Роба Зомби.
И музыкой полегче, и старением не в пример бывалым рокерам менее энергично отметились на своем новом диске «The Getaway» Red Hot Chili Peppers. Действительно, энергетики сильно поубавилось, альбом вполне мелодичный, сколько бы ни скакал, словно на метле, на своем неизменном басу уже даже не белесый, а вполне оранжевый Фли. А все почему? Просто продюсерам надо уметь приглашать безбашенных — таких, какими сами когда-то были. Впрочем, не все соглашаются. Помнится, позвала Мадонна на запись своего очередного «модного» альбома и для реанимации былого духа молодых и в то время еще отмороженных «The Prodigy», да те не пошли. Еще, небось, посмеялись над потугами глупой тетки во что бы то ни стало возродиться в «молодежной» музыке. А вот нашим «мексиканским» ветеранам не отказали — правда, не те, что с Мадонной не стали связываться, а самые что ни на есть мастера пульта Дэнжер Маус и Найджел Годрич, многолетний продюсер «Radiohead».
Именно они, эти беспрецедентные цифровые имитаторы и стилисты, запретили группе прежнюю звездную фурнитуру, фирменную скороговорку Энтони Кидиса и вообще все достижения 90-х годов. И поэтому гламура на новом альбоме «перцев» в избытке, в ноты все попадают, а если не очень, то многочисленные технические примочки помогут исправить любой прикус изрядно повзрослевших динозавров рока.
В результате вышла вполне комфортная музыка с безукоризненным исполнением и неожиданными сюрпризами. Так, например, на одной из песен на пиано играет сам сэр Элтон Джон, а басист Фли, осторожно тряхнув стариной, исполняет соло на трубе. Начав все с нуля, некогда веселые хулиганы из Лос-Анджелеса не прогадали и даже выиграли в звучании и свежести подачи песенного материала. И пускай в своем фирменном речитативе лидер группы уже во втором куплете первой песни упоминает штат Калифорния, по которому мы издавна идентифицируем свое собственное настроение «Californication», но это действительно хороший альбом. Без всякого шума, пыли и шабаша на концертах.
А вообще-то в этом обзоре музыкальных новинок не только доживают, но и живут — например, всяческие апологеты «Битлз». В музыке, одежде, тематике песен. Взять хотя бы альбом «Everything You’ve Come To Expect» The Last Shadow Puppets — сегодняшнего модного дуэта бывших ретро-поп-музыкантов в битловских пиджачках, с их прическами и песнями. На своем первом альбоме (этот у них всего лишь второй, вышедший восемь лет спустя) харизматические британцы Алекс Тернер из «Arctic Monkeys» и Майлз Кейн из «The Rascals» играли нервную музыку в стиле барокко-рок и снимали соцреалистические клипы. В одном из них, если помните, они разъезжали верхом на танке зимними полями Подмосковья, снимались в православном храме и деловито шагали в московском метро, когда-то носившем имя Лазаря Кагановича.
Признаться, стилю этаких залетных звезд вроде легендарной ливерпульской четверки, которая в каком только Харькове, по слухам, не выступала в местном ДК «Пищевик», «расчесываясь на сцене и бросая расчески в зал», такая атмосфера вполне соответствовала. Но словно битлы, побывавшие в Америке, участники дуэта кардинально сменили имидж, облачились в пацанские спортивные костюмы (помнится, у Леннона был такой) и стали еще сильнее пытаться походить на роковых соблазнителей всех близлежащих женщин. Кстати, в новом клипе бывшие лидеры культовых британских групп уже не бегают по московским полям, а, войдя в образ заезжих донжуанов, копают себе могилы на калифорнийском пляже.
Под присмотром телохранителей обманутого, соответственно, мужа и его неверной жены.
В целом же новый альбом дуэта гораздо энергичнее прежнего, этакого сугубо шеффилдского, подросткового и романтичного. Теперь пришло время коротких панк-песен, забойного рок-н-ролла, сигареты в зубах и бриолина в волосах. Иногда все это напоминает Сержа Генсбура, иногда — Джо Дассена, но в целом это крепкая гаражная психоделия в союзе с творческими амбициями вполне брутального современного дуэта бывших «молодежных» звезд.