В последнее время «Каста» отказалась от концептуальных альбомов и/или сольных работ участников группы. Над пластинками нынче неизменно работает весь «четырёхглавый орёт» - и каждый релиз «Касты» теперь похож на насыщенный альманах, в котором находится место и философии, и придури, и политическим памфлетам, и самым разнообразным темам. Влади, Шым, Хамиль и Змей - они очень разные. И всё-таки они вместе, как говорилось в старой рекламе, однако феномен «Касты» в том, что они сильны и группой, и по отдельности: у каждого есть оригинальные мысли и выигрышные качества - всё это идёт в дело и выдаётся зрителю в сверхнасыщенном виде. Концентрация смыслов (и скорость их смены) на последних альбомах «Касты» зашкаливает; с непривычки слушателю будет непросто, но нужно тренироваться, возможно, возвращаясь к тем же «Чернилам осьминога» не раз и не два.
Новая пластинка вышла всего через год после «Об изъяне понятно», чему есть логичное объяснение. Вообще, если вам показалось, что в конце 2020 года издаётся слишком много альбомов - то вам не показалось. Лишённые из-за пандемии концертов артисты получили редкий шанс спокойно подумать, сочинить, отшлифовать, записать в студии и выпустить новый материал. Так поступила и «Каста».
Начинается альбом очень резко - с трека «Пароль от почты», в которой от первого лица зачитываются мысли человека на пассажирском месте автомобиля за пять секунд до лобового столкновения. В «Не то» «Каста» явно иронизирует над собой как знаменосцами «взрослого рэпа», давая понять, что в их возрасте можно читать не только про кредиты, быт и косячащих детей - но и про секс (хотя, конечно, в специфическом ракурсе). «Годы неправды» полностью лишены ёрничанья - здесь группа трагично и безнадёжно рассказывает о несправедливости российского суда и произволе государства. В записи принял участие Рем Дигга, что вызвало у посвящённых удивление - ведь несколько лет назад этот рэпер выпускал песни вроде «Донбасс в огне».
Времени всё это осмыслить «Каста» не даёт: следующий трек «Нипонимони» противоположен предыдущему по настроению и выглядит больше пародией на юмористический рэп, чем на юмористический рэп. «Хлоп!» вопреки названию серьёзен и повествует об алкоголизме, зато в «Не прощёлкай» «Каста» всё-таки демонстрирует неплохую «смехаческую» форму. Но после этого лучше, наверно, опять поставить альбом на паузу, чтобы подготовиться к следующему треку «Кратчайшая история мысли»: здесь «Каста» улетает на совершенно другой полюс, за две минуты действительно представляя зарифмованную историю философских течений. Как ни странно, внимания к этой теме у группы хватило на два номера подряд: «Закипает чайник» тоже примерно об этом, только на более доходчивом уровне.
Но в целом американские горки продолжаются до финала альбома: шутка для своих «Поорём» («не понять наш «Монти Пайтон», предупреждают артисты в тексте) сменяется курортным хитом «Под солнцем затусим» с обильными музыкальными цитатами из песни Раймонда Паулса, фонетическая гимнастика «Врун-врун» почти соседствует с пожеланиями «Обоюдного счастья». а заканчивается всё песнями об осознанной любви - к ребёнку («Всё в розовом») и женщине («Любой дурак»).
Алексей Мажаев, InterMedia