Грани любвиРейтинг: 17358

Two Siberians: «Мы боремся с ветряными мельницами»

22-05-2017 | 08:33
Просмотров:7Сегодня:1
Two Siberians: «Мы боремся с ветряными мельницами»

Впервые я услышала этот дуэт, извлекающий из электрогитары и электроскрипки звучание целого оркестра, в уже далеком 2006‑м на фестивале «Мамакабо» на теплом морском побережье. Романтическая прибрежная атмосфера только усиливала и без того яркие впечатления: Юрий Матвеев и Артем Якушенко (тогда их тандем назывался «Белый острог») — музыканты и композиторы-кудесники, плетущие экспрессивные, яркие, всегда разные звуковые полотна, на которых из мелодий проступают впечатляющие картины, эмоциональные образы — у каждого слушателя свои.

 

Two Siberians: «Мы боремся с ветряными мельницами»
Фото: Яна Ушакова
 

Two Siberians много лет колесят с концертами по миру, но не забывают и о родных краях. Сейчас они записали новое масштабное произведение — «Сибирская сюита», — состоящее из разных частей-композиций. Объединяет их попытка передать дух Сибири, осмыслить уникальную территорию, передать личные ощущения, связанные с ней. «MegaБит» встретился с артистами и их директором Кириллом Модылевским, чтобы узнать подробности новой творческой истории, обсудить их опыты в разных сферах искусства: не только на сцене, но также в театре, кино, радости и проблемы современной музыкальной индустрии.

— Мы встречались с вами — страшно представить — 10 лет назад. За это время произошло многое, вы даже успели разойтись и сойтись снова…

Артем: Действительно, мы брали тайм-аут — пять лет не играли вместе и снова начали работать только с 2012 года. С тех пор мы побывали в Америке, Индии, Китае, Корее, сделали программу «Трансформации», сыграли с прекрасным квартетом музыкантов из оркестра «Виртуозы Москвы». Это сработало, и теперь мы выступаем со струнными квартетами по всему миру.

Юрий: Мы даже играли с прекрасными индийскими музыкантами. На границе Индии и Пакистана есть удивительные места, селения, где люди только поют и танцуют.

— Что дала вам длительная пауза?

Артем: Новый опыт, впечатления, ощущения. Это был очередной этап познания себя, происходил накопительный процесс, который в итоге позволил нам продолжить совместную историю уже на другом уровне.

Юрий: Сейчас мы закончили работу над большим произведением — «Сибирской сюитой», сведением которой занимался в Лондоне Хайдн Бендалл — один из лучших саундпродюсеров в мире. Для нас это важный, интересный опыт.

Артем: И большая удача, что Хайдн согласился с нами сотрудничать, потому что музыканты годами стоят к нему в очереди.

Кирилл: Этот человек свел два альбома Маккартни, все альбомы Кейт Буш, пластинки Мэрайи Кэри, Radiohead, Deep Purple и так далее. Он даже отложил какие-то другие проекты, чтобы заняться ребятами. Мы отправили ему треки, и ему очень понравился материал. Он связался со мной и сказал, что готов сразу приступить к работе. Мы и так были воодушевлены, а это вдохновило нас еще больше.

Артем: Но и наложило ответственность.

 

Фото: Олег Пучков
 

 

— Как рождалась «Сибирская сюита»? О чем эта история лично для вас?

Кирилл: Все началось около года назад. Мы выступали на фестивале Ильи Лагутенко V‑Rox, после которого у нас были концерты в Сибири. Мы добирались туда трое суток на поезде. Это был недостающий сегмент. И теперь наконец мы проехали всю Транссибирскую магистраль от начала до конца, и у нас было время для неспешных обстоятельных разговоров. Хотя идея создать подобное произведение возникла чуть раньше, в этом поезде мы решили, как будем воплощать ее в жизнь, наметили основные точки. После этого мы еще полгода обсуждали эту тему, а потом ребята начали сочинять музыку. У них есть номер, который, на мой взгляд, представляет собой целое эпическое полотно, — это «Ехор». Так называется бурятский праздничный танец. Наша подруга, которая делает фестиваль «Голос кочевников» в Бурятии, Наташа Уланова, позвала нас на это мероприятие, но с просьбой сделать свое прочтение бурятских песен — одна была написана в советские времена, другая — древняя, народная. Ребята не любят себя хвалить, но я могу сказать, что у них получилось невероятное этническое полотно, в котором за 8 минут рассказывается вся история бурятского народа. Так родилась одна из частей сюиты. В результате получилось всего десять стройно драматургически выстроенных композиций.

— То есть не просто альбом, а целое культурологическое путешествие?

Кирилл: Да, там есть «Люди», «Транссиб», «Индастриал», «Байкал» — это лишь часть названий. Все они емкие и показательные.

Артем: Но, конечно, не обобщающие — это наш взгляд на людей, на реки, на тундру, на тайгу.

— Какой резонанс вы хотите вызвать?

Кирилл: Для нас музыка не факультатив. Это наша работа, профессия. Естественно, мы хотим, чтобы люди пошли за искренностью, за эмоциями, чтобы пробирал мороз по коже… Чтобы люди испытывали эмоции, от которых они сами прячутся, боятся их. Мир катится к неискренности, а мы боремся с ветряными мельницами. Мы думаем, у «Сибирской сюиты» хорошая судьба — она будет сыграна по всему миру: в Индии, Америке, Южно-Африканской Республике, Италии. Знаете, после того как работаешь над чем-то хорошим, несколько месяцев проводишь в студии, потом наступает такое время, когда не понимаешь, не в каком городе, а в какой стране ты проснулся.

— Где самая благодарная публика?

Юрий: Все наши слушатели очень отзывчивые, просто говорят на разных языках. Очень бурно реагируют поклонники в Китае, в Корее — там после полуторачасового концерта не меньше часа длится автограф-сессия.

Артем: В России тоже очень душевная публика, но меньше ходит непосредственно на наши выступления.

Юрий: Мне кажется, это можно объяснить. Здесь люди, которые слушают такую музыку, в принципе не ходят на концерты, просто ищут интересные им записи сидя дома.

Кирилл: У многих людей испорчен вкус. Артем родился в Ангарске — небольшом городке рядом с Иркутском, где живет 300 тысяч человек. Там всего 2–3 хорошо оборудованных ДК. Каждый день, включая понедельник, в каждом ДК проходят какие-то непонятные выступления всенародных любимцев из телевизора. Вы представляете, сколько подобной информации вылили на людей? И это продолжается уже несколько лет. Люди невероятно перекормлены, причем пищей совершенно не для души.

— Инструментальная музыка дает массу возможностей экспериментировать не только со стилями, но и с содержанием. Вы уже рассказали, например, о композиции, где, по сути, показана история бурятского народа, а бывает, что какое-то конкретное событие из жизни ложится в основу сюжета?

Артем: Основой сюжета может стать все что угодно. Но проблема в том, что инструментальная музыка в России, увы, не в фаворе, далеко не всем она понятна в принципе. Присутствие текста упрощает человеку жизнь, даже если это символический текст, дает слушателю определенные знаки. В инструментальной же есть просто мелодия. Не все готовы осознавать историю, заложенную в ней, и никаких подсказок, чтобы ее открыть, нет.

Юрий: Последние великие инструментальные альбомы были сочинены в 1980‑х годах, потом наступило затишье, потому что интерес к такой музыке очень сильно ослабел, особенно с развитием электроники.

Кирилл: Говоря о наполнении, музыка Two Siberians — атмосферная, рождающая визуальные образы. Недаром ребята много пишут для кино, для театра. Восприятие того, что они создают, зависит от конкретного человека. Если он открыт, способен видеть, в его сознании рождается определенная драматургия. Музыкант может сам выстроить ее, назвать трек «Зеленый», «Черный» или «Оранжевый», но каждый увидит что-то свое — свой цвет, свою историю, и у каждого перед глазами возникнет неповторимая, уникальная картинка. Это естественно, потому что все люди разные. Самое главное, что эта картинка появляется, музыка оказывает реальное эмоциональное воздействие. Этим и сильна группа, поэтому и гастролирует по миру столько лет.

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий
Войдите