Понятно, что наличные бумажные деньги - пережиток. И от них надо избавляться. Но российский рынок не готов на переход только к электронным платежам. Тем не менее, министр финансов Антон Силуанов настаивает. Он считает, что это замечательный способ - победить коррупцию (как будто переводом на счет взятки не берут), справиться с фальшивомонетчиками (и карты тоже подделывают) и устранить «серые зарплаты в конвертах» (начисления с левого счета - не проблема). Силуанов предложил отменить деньги и перейти к одним только электронным способам расчета.
Вообще, идея не нова: многие страны стремятся к тому, чтобы на их территории любые финансовые операции — оплата налогов, покупка-продажа товаров, начисление оклада — совершались исключительно в безналичном виде.
Оборот в экономике наличных денег становится все большей головной болью большинства развитых и развивающихся стран. Причин тому множество. Эмиссия купюр стоит гораздо дороже их реальной цены. В настоящее время выпуск 1 тысячи банкнот (неважно, достоинством в 5 тысяч или 10 рублей) с несколькими уровнями защиты стоит свыше 3 тысяч рублей. В то же время металл для изготовления монет — медь, никель, цинк, мельхиор — в совокупности с электроэнергией и оплатой труда работника может в десятки раз превосходить номинал.
Кроме того, «кеш» надо где-то безопасно содержать — это банковские хранилища, доставка по месту назначения, инкассаторы и спецтранспорт. Все это тоже обходится в копеечку. Также постоянно растут расходы на разработку новых уровней защиты, повышение качества бумаги и краски.
Но самое главное — оборот наличных очень трудно контролировать. Оплата труда «из рук в руки», расчет за покупку в магазинах «мимо кассы», хранение денег «под матрасом» и, наконец, взятки. Проследить за вращением наличных средств в этих случаях практически невозможно. Можно вспомнить экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, у которого силовики дома обнаружили 8,5 млрд рублей наличными, но так до сих пор и не смогли установить происхождение этих денег.
Швеция, Норвегия и Дания уже пообещали в ближайшее время закрыть все монетные дворы. Кстати, уже сейчас в Швеции монеты и банкноты составляют лишь 1,8% ВВП. Эта страна, где более 350 лет назад появились первые бумажные деньги, занимает ныне первое место в Евросоюзе по количеству карточных платежей.
Предвижу громадные очереди у банкоматов и постоянные сбои оплаты по картам из-за огромного числа транзакций.