«Я простая русская девчонка, за границей сроду не была. Ты американистый мальчонка, увози меня — и все дела!», «Год новый наступил, кушать стало нечего. Ты меня пригласил и сказал доверчиво: «Милая ты моя, девочка голодная, я накормлю тебя, если ты не гордая» - пара цитат из «Легендарных песен» группы «Комбинация» не оставляет сомнений в справедливости громкого названия сборника. О российской попсе конца 80-х - начала 90-х действительно будут ходить легенды. Уже сейчас сложно убедить новое поколение в том, что эти песни действительно слушали, и некоторые даже с удовольствием, стараясь при этом закрыть глаза на неточное употребления слова «доверчиво».
Сборник «Комбинации» - это, конечно, повод предаться стыдной ностальгии, для чего его и выпустили. Но ваш рецензент, когда слушает такое, всегда «тщетно силится понять» - как, почему после отмены худсоветов и советской цензуры наш зритель вместо качественных образцов мирового поп-рока бросился тоннами потреблять всякий «ласковый май»? И чего было больше в позднесоветском «кооперативном попсе» - искренности или точного расчёта?
Точных ответов по-прежнему нет. По песням «Комбинации» понять трудно: вроде бы песни явно шуточные, нельзя же такое на полном серьёзе петь, а с другой стороны, сколько провинциальных девушек ровно в тех же формулировках мечтали если не об американском принце на «мерседесе», то хотя бы о «двух кусочеках колбаски». В принципе, этот дуализм был заложен и в названии проекта. Продюсеры так никогда и не сознались в том, что имели в виду предмет нижнего белья, а вместо этого рассказывали о разных значениях слова «комбинация», но по сути репертуар «Комбинации» был сродни рискованным экспериментам с модой. Женщина, вышедшая на улицу в комбинации - она кто, падшее создание или новатор в области откровенных нарядов? Зависит исключительно от восприятия публики. Точно так же, в зависимости от угла зрения, альбом «Комбинации» может казаться либо песняками малокультурных саратовских девах, либо (вспомним, что большинство девах имело музыкальное образование) довольно-таки смелым стёбом над временем и над собой. Некоторые фразы из их главных хитов кажутся столь возмутительно безграмотными, что это можно принять за искусную маскировку. Вокальная манера Алёны Апиной и особенно Татьяны Ивановой привычно считается хабальской - но, если вслушаться, то можно не без удивления расслышать, что это типичное «народное пение», только утрированное и сознательно доведённое до абсурда. При этом высокий градус трэша даже «Комбинация» не могла поддерживать постоянно, и в репертуаре группы встречались фолк-поп-композиции без фиги в кармане вроде «Ой, Серёга» или песни о гражданской войне (!) «Берег красный, берег белый».
Как бы то ни было, произведения «Комбинации» оказались весьма цепляющими, и забудут их ещё не скоро. Что тому причиной - ностальгия, точный портрет эпохи, текстовые дикости или своеобразие талантов участников проекта? Скорее всего, сочетание этих факторов, хотя каждый слушатель и отвечает на этот вопрос по-своему.