Рэпер Андрей «Лигалайз» Меньшиков не выпускал альбомов десять лет, поэтому «Живой» задумывался как своеобразное триумфальное возвращение.
- Здесь мои 10 лет, а может быть вся жизнь. И это не значит, что я писал его долго, альбом написан примерно за месяц. Но в нём взросление, мои бесконечные гастроли, мой профессиональный и личностный рост, мои амбиции. Возможен ли взрослый рэп?! Я уверен, что да, - так описывает пластинку 39-летний Лигалайз.
«Взрослый рэп», несомненно, возможен, так и взрослый рок, и взрослая поэзия. Стал ли «Живой» Лигалайза манифестом и символом этого самого взрослого рэпа? Вряд ли, ибо у Андрея получается, что его альбом - не об идеях (а это в хип-хоп-текстах очень важно), а о взрослых возможностях. Диск выглядит так солидно и мощно, будто дядя Лигалайз решил показать юным и борзым рэперам, как нужно делать коммерческий продукт. Здесь почти два десятка треков, и больше половины из них записаны в сотрудничестве с заметными представителями других жанров - Владимиром Пресняковым, Бьянкой, Тиной Кузнецовой, Татьяной Шаманиной, Ильёй Киреевым, Андреем Гризли, Романом Бестселлером, Икой и даже группой «Трубецкой». Это многое говорит об опыте, обилии знакомств Лигалайза и его месте в шоу-бизнесе, а также привлекает к релизу внимание более массового зрителя - но понижает творческую роль самого рэпера. На фоне голосов Шаманиной и Кузнецовой его речитатив как-то теряется или оказывается слишком предсказуемым. Выходит, что «взрослый рэп» Лигалайза - это качественная наработанная читка, отсутствие как перлов, так и неожиданных мощных образов, а также постоянные совместные экскурсы в более попсовые жанры. Инвективная лексика встречается редко, да и то в заранее запиканном виде, а вместо оригинальных идей артист хвастается продюсированием, дружелюбием и стилистической всеядностью. С Бьянкой Лигалайз впадает в грех подростковой лексики, настойчиво склоняя в тексте «буфера», с Романом Бестселлером и Ильёй Киреевым проповедует попсовые красивости, с «Трубецким» предстаёт почти что рокером, с Пресняковым нежно рассказывает о маме, в редких сольных треках произносит предписываемый хип-хоп-жанром набор дерзостей.
Ну да, видно и слышно, что человек взрослый - кое-что скопил и многому научился. Спасибо ему, что раз в десять лет он решил показать публике свои обширные запасы. Но, на мой взгляд, эта пластинка попала как бы между аудиторий: для любителей поп-музыки там слишком много речитатива, а для фанатов тру-хип-хопа - слишком много развлекательности. Сам же Лигалайз читает ловко, но слегка вальяжно, поэтому в режим сопереживания слушателя ставит по большому счёту только трек «В тот день, когда окончилась война».