Разглядывая с разных углов калейдоскоп музыкальных итогов года, нельзя не заметить, как все теснее смыкаются жанры, некогда считавшиеся абсолютными антагонистами, — поп/рок и классика. С точки зрения мировых трендов это «открытие», впрочем, не блещет новизной, поскольку в мире к такой «борьбе и единству противоположностей» привыкли давно — с тех пор, пожалуй, когда возник еще Pink Floyd со своим пронзительным симфо-роком или лондонский Королевский симфонический оркестр дотошно «перепеликал» на своих скрипочках-виолончелях горы хитового репертуара The Beatles и ABBA на рубеже 70–80‑х годов.
В наших музыкальных пенатах этот тренд запоздал на годы, отдельные смельчаки, пугливо озираясь по сторонам, осторожно протаптывали экспериментальные тропы, не надеясь на широкое признание. Но на рубеже веков за дело взялась тогда еще горевшая жаждой эксперимента Алла Пугачева. Первой, как бывало часто, засучила рукава и устроила в зале Чайковского неслыханный концерт с академическим, простите уж, гей-хором из Лос-Анджелеса в составе 150 человек! К счастью, милоновы с мизулиными тогда еще не ковырялись в «духовных скрепах», и федеральное ТВ трубило на весь мир о «грандиозном фуроре». Лодка стала раскачиваться…
Уж связано это было или нет, но и местные рок-музыканты начали в те же годы внимательнее поглядывать на классику, спорадически отваживаясь на эксперименты с симфоническими оркестрами, что вызывало интерес и публики, и критики. Однако именно в последние годы в этом синтетическом соитии «непримиримых» жанров произошел взрыв. Рок-банды и рок-звезды через одного затевали эстетское оркестровое прочтение своих виршей, подчас превращая уже благую идею в пошлую банальность. Пока не появился обратный вектор, в авангарде которого по «сумме баллов» неожиданно оказался московский симфонический оркестр «Русская филармония». Выступление на закрытии крупнейшего рок-фестиваля страны «Нашествие» с группой «Би‑2» прошедшим летом стало несомненным «форматным прорывом» в истории как «разнузданного» опенэйра, так и «смокингового» коллектива, претендуя теперь на место в списке «событий года».
Поразмышлять на тему взаимовлияния и взаимодополнения рока и классики «ЗД» собралась с продюсером и директором оркестра Гаянэ Шиладжян. К сожалению, трагические события внесли поправку в тональность общения. День национального траура по погибшим в сочинской авиакатастрофе требовал сдержанности. Не только в разговоре, но и в музыке.
В этот день академическое пространство Дома музыки пронизывал голос звезды русского рока Ольги Кормухиной. Эмоциональное пение артистки, поддержанное виртуозностью и вдохновением признанного оркестра, словно наполняло пространство драматической мощью стихии — громом и молниями.
— На самом деле это далеко не первый случай, когда оркестр синтезирует популярную музыку и академический симфонизм в единой концертной программе, — пояснила «МК» г-жа Шиладжян. — Незадолго до праздников мы открыли уже традиционный Christmas Fest, и впервые в истории оркестра устроили ночной рождественский концерт. Звучала самая светлая классическая музыка — Моцарт, Гендель, Альбинони, а завершилось все песней Happy New Year от ABBA, которую пел весь зал, совершенно позабыв о «последней электричке». Мы, правда, постарались завершить концерт так, чтобы люди успели все-таки на пересадку в метро. Единственное, что я добавлю в следующий раз, — это вечерний дресс-код. Пусть в жизни людей появится еще один праздник, на котором можно пощеголять в роскошных нарядах. Тем более что такая музыка достойна того.
— Ваше «скандальное» явление на «Нашествии» с «Би‑2» вызвало неожиданное противостояние среди поклонников «высокой музыки», хотя «снобы» из рок-тусовки, наоборот, стонали от восторга… Не напугала такая реакция?
— Но в итоге же все помирились, сошлись на том, что качественная музыка не зависит от жанра. Этот год был действительно интересным и насыщенным, в том числе в плане экспериментов. Помимо «Нашествия» у нас есть прекрасный и весомый багаж: программа Live Cinema, например, с саундтреками из «Титаника», «Пиратов Карибского моря», «Крестного отца», «Властелина колец». Я бы сказала даже, что трибьютное направление вызывает особый энтузиазм у наших музыкантов. В этом году к 70‑летию Фредди Меркьюри с большим успехом прошли концерты «Классика рока» и Queen & ABBA Symphony.
— Симфонических оркестров, концептуально «заигрывающих» с поп-музыкой, даже в мире не так много. А у нас в стране все усугубляется еще и живучими стереотипами. «Академисты» от вас не шарахаются?
— Отнюдь! Симфонические победы — наша отдельная гордость. Мы сотрудничали с мировыми звездами: Денисом Мацуевым, Вадимом Репиным, Вероникой Джиоевой, Василием Герелло, Джованни Соллимой. Это не просто наш «золотой фонд». Работа с такими музыкантами каждый раз как экзамен для оркестра, и он его блестяще сдает, а каждый концерт для нас — праздник музыки. К сожалению, сегмент любителей классической музыки сужается, а мы его, наоборот, раздвигаем. Показательный случай, который меня слегка обескуражил и в то же время обрадовал, когда после концерта гитариста Дмитрия Илларионова и виолончелиста Бориса Андрианова на открытии Christmas Fest ко мне подошла слушательница и сказала: «Мы узнали об оркестре «Русская филармония» на рок-концерте вокалиста Deep Purple Яна Гиллана, и оркестр нас так потряс, что мы пришли на симфонический концерт». Пожалуй, это лучший итог нашей работы, потому что хорошая музыка заслуживает как можно более широкой аудитории…
— Широкая аудитория — мечта любого артиста! С Новым годом — и покорения очередных симфо-роковых вершин!