7 февраля 1831 года Максим Григорьевич Власов, сын бедного казачьего офицера, казак Раздорской-на-Дону станицы, назначенный руководить всеми казачьими полками в Польше, повел сам казаков в атаку на польских улан.
«…Власову было 64 года, это был старый казак, старый воин. Не мог он оставаться в тылу. Его богатырское казачье сердце рвалось к родным станичникам в самую сумятицу вечного боя на передовых постах….
У польских улан были пики, как у казаков, но только с маленькими флажками у копья. Седой генерал врубился в ряды поляков. Но рука старика уже не была так сильна, как прежде. Уланы его окружили. Он получил восемь сабельных ран, ему разбили челюсть. Он упал с лошади. Уланы начали колоть его пиками, но в это время налетели на них казаки и перекололи их всех. Замертво вынесли казаки своего походного атамана из боя. Три месяца он пролежал в госпитале, лечась от ран, но едва встал, снова сел на коня и стал по-суворовски водить казачьи полки в бой. 14 июля Власов рассеял поляков при Неборове, а 2 августа при деревне Мацевичи неожиданно напал на поляков, поколол пиками 2 батальона пехоты, разбил и рассеял восемь эскадронов конницы и взял два легких орудия. Отомстил полякам за свои раны старый донской генерал.
Имя этого славного генерала, бывшего потом войсковым атаманом, носит теперь 5-й донской казачий полк.
Много подвигов совершили донские казаки в эту войну...»
(по книге "Картины былого Тихого Дона", напечатанной по распоряжению Войскового Наказного атамана Войска Донского генерал-лейтенанта Самсонова в 1909 г.)
7 февраля 1943 г. войска Южного фронта перешли в наступление. Казаки-изменники сражались с исключительной ожесточенностью. 2-я гвардейская, 44-я армии, конно-механизированная группа генерала-лейтенанта Н.Я. Кириченко, форсировав в ночь на 8 февраля 1943 г. покрытые льдом реки Дон и Мертвый Донец, вышли на железную дорогу и шоссе Ростов-Таганрог, где натолкнулись на упорное сопротивление врага.
Плечом к плечу с 79-й пехотной дивизией вермахта стояли 1-й Донской казачий полк походного атамана Павлова (около 900 чел.), казачий отряд № 201 Абвера (около 1000 чел.), 17-й Донской казачий пластунский полк Бударина, Отдельный казачий конный полк Шведова, приблизительно 2000 неорганизованных казаков и др.(22).
В тяжелейших боях Красная армия разбила немецко-казачьи вражеские позиции. Но на это потребовалась целая неделя. В итоге 11-я Гвардейская донская казачья дивизия генерала С.И. Горшкова ворвалась в пригород Ростова-на-Дону со стороны станицы Нижнегниловской. А в это время казаки Павлова яростно атаковали красноармейцев конным строем в районах Хотунка и завода «Локомотив» - предместьях Новочеркасска. Но, потеряв около 40% своего состава, 13 феврали бежали в сторону Матвеева Кургана, к реке Миус. В ночь с 13 на 14 февраля, сметая бударинский полк, цеплявшийся за завод «Ростсельмаш», 28-я армия генерал-лейтенанта В.Я. Герасименко вступила в Ростов. Вместе с немцами предательские части казаков, являя упорство и внося свой вклад в разрушение города, стояли до самого последнего. Но 14 февраля советские воины, в том числе казаки-патриоты, полностью овладели городом. Противник отступил в сторону Таганрога (23)….