За 20 лет, прошедших с момента выхода Yellow, Крис Мартин и компания прошли путь от подражателей с горящими глазами до покоряющих весь земной шар суперзвезд.
9 июля 2020, Шарлотта Крол
В документальном фильме Coldplay A Head Full Of Dreams, Крис Мартин - прыщавый и с брекетами, смотрит в камеру и шутит, что его группа “The Coldplay” настроена на заоблачный успех.
“Сейчас 26 июня 1998 года, - говорит он, - и к 26 июня 2002 года Coldplay будут известны во всем мире, чувак. Не забывай об этом. Масштабными! Абсолютно громадными!”
Четыре года спустя, почти в тот же день, Coldplay стали хедлайнерами Glastonbury.
Мартин валял дурака на кадрах, снятых в Университетском колледже Лондона, где группа образовалась в 1997 году, но точность его предсказания указывает на целенаправленный план: стать одной из крупнейших групп мира.
Coldplay, конечно же, исполнили наивное обещание Мартина. Каждый из их восьми альбомов достиг первого места в Великобритании. Они продали более 75 миллионов копий пластинок, завоевали бесчисленное множество наград, в том числе девять британских и семь Грэмми, и сотрудничали с некоторыми из крупнейших мировых поп-звезд, от Ноэля Галлахера до Рианны и Бейонсе. Но до всего этого, появилась простая песня под названием Yellow. Это был их билет в суперзвезды.
Выпущенная через два года после предсказания Мартина, Yellow, второй сингл с дебютного альбома Parachutes (которому в эту пятницу исполняется 20 лет), заняла четвертое место в британских чартах и произвела хорошее впечатление в США. Это стало сюрпризом для лейбла звукозаписи и, если отбросить фальшивую уверенность Мартина, и для самой группы.
“Это было что-то, в чем мы нуждались, что-то, что позволило нам добраться до большого количества мест", - говорит барабанщик Уилл Чемпион. “Мы чрезвычайно благодарны за нее, потому что благодаря ей мы смогли создать Parachutes, поехать в Америку и играть перед большой аудиторией. Это определенно было переломным моментом. Я действительно не могу себе представить, что было бы, если бы эта песня попала в чьи-то другие лапы.”
Время выхода песни сработало в пользу группы, ее нежный тон имел резкий контраст с дерзким рэп-роком, который был популярен в то время. “Я думаю, когда мы привезли песню в Америку, она отличалась от того, что было на радио”, - говорит Чемпион. “Там было много нью-металла, как Limp Bizkit. Тяжелая, очень мужественная музыка. Я думаю, Yellow тогда представляла собой что-то инопланетное”.
Такие же чувства разделяет Марк Сазерленду, редактор журнала Music Week, писавший тогда для Melody Maker, когда вышла Yellow. Он вспоминает новое тысячелетие как «забавный» год для музыки. “Тогда доминировали шумные, злые американские рок-группы”, - говорит он. - Что-то просто мелодичное и сладко-оптимистичное выделялось за милю. Yellow явно должна была стать хитом. “У Coldplay, возможно, есть много больших хитов, но Yellow, - говорит Сазерленд, - всегда будет завоевывать новые аудитории”. На живых концертах, отмечает он, все входят в состояние экстаза, даже те, кто слишком молод, чтобы испытать то чувство, когда песня только вышла.
‘Не крутые’
Однако, несмотря на ранний успех Coldplay, у группы всегда были недоброжелатели. Основатель Creation Records, Алан Мак-Ги как - то назвал Coldplay, исполняющих музыку для «писающих в постель». Сазерленд также отмечает, что Coldplay не были «крутыми:, но “покорили всех своими песнями и духом”. Coldplay сочли такую реакцию Мак-Ги «жестокой», говорит Чемпион. “Я думаю, мы никогда не были по-настоящему крутыми. Мы быстро привыкли к этому, и я думаю, что это нормально. Мы знали, что нам нравится то, что мы делаем, и что множество людей тоже любят нас.”
Саймон Уильямс, основатель независимого лейбла Fierce Panda, под покровительством которого, Coldplay выпустили свой дебютный сингл Brothers & Sisters в 1999 году, был очарован. “Мы предприняли смелый шаг, чтобы подписать долгосрочный контракт с группой, и когда они подписали контракт с Parlophone, было немного болезненно”, - говорит он. - И когда Yellow вышла и стала популярной, переносить это было абсолютно мучительно.”
Когда разбираешь строчку «it was all yellow» из песни – которая может быть истолкована любым удобным вам способом, относящимся к звездам или сиянию, излучаемое от возлюбленного, – она намеренно туманна. Её расплывчатость можно рассматривать как универсальный романтизм. Чемпион говорит, что текст песни вызывают в воображении этот “довольно страшный уровень того, насколько ты можешь интересоваться человеком. Это тема, которая находит отклик. Люди иногда могут наиболее ясно относиться к очень личному: к вашему глубочайшему «я».”
Что же касается самого названия песни Yellow, Чемпион не отрицает одну из историй Мартина, что название было вдохновлено «желтыми страницами». “У Криса была привычка находить что-то интересное в обыденных и абстрактных предметах, поэтому я думаю, что и это, конечно, не исключение”, - говорит Чемпион, смеясь.
Но Мартин менял историю от интервью к интервью. На шоу Говарда Стерна в 2011 году он, казалось, приоткрыл занавес. “Это скорее чувство, чем смысл, - сказал он. Когда его спросили, была ли песня о какой-то конкретной девушке, он ответил: “Она обо всех девушках.”
Первые наброски песни появились звездной ночью в 1999 году во время записи Parachutes в студии Rockfield Studios в сельской местности Уэльса, где другие рок-тяжеловесы, включая Queen, Paul Weller и Oasis, также записывали свои альбомы.
Группа работала там с ливерпульским инженером и продюсером Кеном Нельсоном, который в то время описывал себя как «неопытного», несмотря на свою работу над дебютником Bring It On (1998) рок-группы Gomez.