Лаунж: история музыки, которая расслабляет
Лаунж вырос из непонятного эксперимента над музыкой в самостоятельный жанр с огромным количеством ответвлений. Вы обязательно сталкивались с музыкой, создающей атмосферу вокруг вас – в кофейне, ресторане, магазинах и холлах гостиниц. Играя фоном, она не раздражает и не забирает ваше внимание, а может вообще никак не влиять на вас. Это главная характеристика лаунж-музыки, которую также называют по функциям фоновой или прикладной. Она помогает расслабиться, создать нужный фон вокруг. При этом она существует на стыке огромного количества различных музыкальных течений – джаз, поп, танцевальная музыка, соул, фанк объединяются и перемешиваются в различных дозах. Из-за разнообразия поджанров и культурных влияний, возникших с распространением лаунжа, это очень неоднородный жанр. В общих чертах для него характерны медленный темп (80-120 bpm), повторяемость композиционных элементов, влияние джаза и импровизация в исполнении. Истоки лаунжа лежат в начале XX века, в творчестве французского композитора Эрика Сати (Erik Satie). В конце XIX – начале XX вв. искусство обретало фоновую и структурирующую функции, скорее создавало атмосферу, чем привлекало на себя внимание. Сати первым двигался в эту сторону в музыке. Главным элементом его композиций была повторяемость элементов с определённой невысокой ритмичностью. Для того времени, когда музыка обладала сюжетной драматургией, переходами между элементами и образностью, подход Сати был уникальным. Одно из главных произведений он назвал «Меблировочная музыка», и второе его название – «Обои в кабинете префекта» – отражает структуру композиции: как и обои, музыка Сати задумывалась, как идущая фоном и корректирующая восприятие, но не отвлекающая на себя всё внимание слушателя.
Сати не был понят при жизни, его смерть прошла незамеченной, но его подход очень повлиял на всю современную музыку (структура, созданная Сати – основа электронной музыки). Только в 1950-1960-х гг. сформировался интерес общественности к его творчеству и вообще к прикладной музыке. Это годы её расцвета: в крупных городах появлялись кофейни и чайные, где посетители отвлекались от повседневной суеты, а фоновая музыка помогала им. Музыка была признана радио, на BBC Light Program выходили две знаковые программы: Friday Night is Music Night («Ночь пятницы – ночь музыки») и Music While You Work («Музыка во время работы»). Так что прообраз lo-fi hip-hop radio был создан ещё в 1950-х.
Тогда фоновая музыка не имела чёткого термина – её называли лёгкой музыкой (easy listening) или экзотикой, из-за музыкальных вставок, отсылающих к другим культурам. На волне популярности музыки сформировались оркестры французского композитора Поля Мориа (Paul Mauriat), немецкого композитора Бертольда Кемпферта (Berthold Kempfert), американского трубача Герберта Алперта (Herbert Alpert). Показательна для того времени история пианиста Хорста Янковски (Horst Jankowski): изначально он играл джаз, с развитием лёгкой музыки создал джазовый оркестр и сочинял для него композиции в жанре easy listening, но потерял общественный интерес, как только вернулся к джазу. Вторая волна интереса к лаунжу возникла в конце 1980-х – начале 1990-х. В британских клубах, захваченных рейвами, появлялись первые chillout-комнаты, где можно было остыть после танцев под эйсид-хаус. Популярными стали сборники лёгкой музыки, написанной в 60-х. В этот период традиционный лаунж переплёлся с электронной музыкой. Это был двусторонний процесс – диджеи оценили звучание лаунжа, а в электронику всё чаще приходили джазовые исполнители. Так сформировались сразу несколько жанров электронной музыки: эмбиент, даунтемпо, чилаут, чилхаус. Лаунж распространялся по различным городам и вечеринкам, где приобретал новые формы: основы звука сохранялись, но добавлялись местные инструменты и даже культурные коды. Так на Ибице, европейской столице тусовок, возник балеарский хаус, или балеарик. Его отличие от традиционного лаунжа – использование фанка, соула, латинской и африканской музыки в различных долях. Стиль сформировался на Ибице в конце 1980-х, откуда британский диджей Пол Окенфолд (Paul Oakenfold) привёз его в Великобританию, а в 1994 году испанец Хосе Падилья (Jose Padilla) записал сборник Café del Mar («Кафе у моря») – один из знаковых сборников лаунжа.
Другой подобный сборник 1990-х, Buddha bar, включает в себя композиции в стиле азиатский лаунж, где культурные коды прослеживаются особенно чётко. Его звучание не только успокаивает, но и гипнотизирует, традиционный лаунж здесь связан со звуками живой природы и азиатскими музыкальными инструментами. Современный лаунж эволюционирует не только в музыкальном, но и в смысловом направлении: некоторые исполнители осознанно предлагают слушателю ложное успокоение, задают конфликт расслабляющей музыки и напрягающей мозг лирики. Продюсер и автор музыки группы Quiet Friend Ник Занка (Nick Zanca) даже трактует это как антифашистский протест: «Большая часть истории этого жанра заимствована из разнородных наследий. Важно прислушиваться к тому, как художники объединяют эти влияния сегодня перед лицом правительств, которые так явно угрожают мультикультурализму»
Тем не менее лаунж в первую очередь остаётся фоновой музыкой, помогающей расслабиться или создать комфортную обстановку вокруг. Жанр терял популярность и становился немодным, но в современном мире, скорость и сложность которого растёт с каждым годом, такая музыка может только развиваться и привлекать новых, ищущих комфорта слушателей.
Автор: Сергей Титов