На небольшом участке побережья Охотского моря уже пять лет длится жесткое противостояние. С одной стороны — коренные жители Камчатки. С другой — орда надзирателей. На стороне первых закон, но не сила.
Пять лет назад около трех десятков ительменов и коряков из разных районов Камчатки, спасаясь от безработицы и туберкулеза, создали стойбище на берегу Охотского моря в 7 километрах от устья реки Большой. Здесь они ловят рыбу в рамках своей традиционной хозяйственной деятельности. За это время кто только не пытался прогнать их отсюда: и рыбные олигархи, и Росрыболовство, и пограничники.
В результате «карательных экспедиций» у аборигенов часто отбирали улов, добытый тяжелым трудом, в их отношении заводили дела. Суд рыбаков оправдывал, постановлял вернуть им изъятое. Но отнятая рыба к тому моменту исчезала неизвестно куда.
Пройдя через многочисленные судебные инстанции, с боем получив все возможные разрешения, люди продолжают здесь жить и рыбачить. Однако в покое их не оставляют.
С начала мая полицейские наряды регулярно приезжают на стойбище и отнимают у аборигенов корюшку, которая выловлена в разрешенные сроки, разрешенными орудиями лова, по лимиту.
Начальник местного отдела УМВД готов приехать сюда в любую погоду и любое время суток, чтобы лично произвести изъятие. Он здесь буквально днюет и ночует, ищет на аборигенов «компромат», забыв про остальные дела.
Несколько дней назад сотрудники полиции приехали в 11 часов вечера. Мурыжили рыбаков до трех часов ночи, не давали спать. Потом в этот же день приехали в шесть вечера и пробыли на стойбище до 12 ночи: пытались забрать лодки, орудия лова. Аборигены пошли на отчаянный шаг: пригрозили, что зальют все свое имущество и рыбу отработанным маслом. Полицейские не захотели пачкать руки, отступили. Сейчас думают над ответным ходом.
Замечу в скобках, что события происходят в Усть-Большерецком районе, который является одним из самых рыбных на Камчатке. В прошлом году здесь выловили более ста тысяч тонн лосося. Значительную часть добывают незаконно. Местные окрестности ежегодно завалены браконьерской рыбой, из которой выпотрошена икра. Но полиции не дают покоя только несколько аборигенов, которые добыли себе на пропитание мешок корюшки. Видимо, кому-то очень хочется занять их «рыбное» место на берегу Охотского моря, чтобы потом «отстегивать» надзирающим чиновникам с каждого выловленного хвоста. Простой житель Камчатки, который не платит за «крыши», здесь персона нон грата.
Люди просят защиты у власти. В ответ заводятся административные дела в отношении самих жалобщиков.
Но аборигенам некуда деваться. Это их дом. Рыбалка для них — не хобби, не льгота, а средство выживания. Им остается только всеми силами держаться за свое законное право ловить рыбу на родной земле.