Проблемы оленеводства в очередной раз были озвучены на собрании представителей саамского населения региона, которое прошло в эти выходные в Ловозере. Поголовье оленей сокращается, причины известны - браконьерство и хищники. И от тех и от других эффективных мер защиты сегодня нет.
Традиционные промыслы для коренных малочисленных народов это непросто средство к существованию. У саамов в крови охота, рыбалка, тундра. Но в случае с оленеводством сегодня уже звучат мнения, что речь идёт о спасении отрасли.
Люди задают вопросы: "Меня, как коренное население волнует оленеводство. Будет ли оно у нас развиваться, будет ли у нас поголовье расти".
Сокращение поголовья, кадровый дефицит, слабая материальная база хозяйств. Все эти проблемы из года в год сводят на нет оленеводство региона. Изменить ситуацию пытались не раз, но пока не получилось.
Заместитель председателя Мурманской областной Думы, руководитель фракции "Справедливая Россия" Александр Макаревич говорит: "Нужно, я в этом убеждён. Принимать решение о моратории на убой оленей. Разное решение на этот счёт есть. Кто-то говорит надо 2 года не забивать, кто-то три, но только таким путём можно на сегодняшний день восстановить поголовье".
Наложить мораторий, значить выделять субсидии оленеводческим хозяйствам. Деньги найти сложно. Кроме того, запрет на убой не избавит от браконьеров и хищников. Комплексное же решение проблемы, уверены специалисты, включает в себя прокладку туристических и вертолётных маршрутов в районах пастбищ. А главное, работу с населением. Профилактику нарушений и пропаганду человеческого отношения к природе.
По мнению главы Ловозерского района Александра Шестака: "Многое зависит от людей. В нашей стране проблемы, с моей точки зрения, ведь не везде власть виновата. Да во многих проблемах есть ответственность и депутатов, и исполнительной власти. Но есть ответственность и каждого гражданина в этой стране".
Когда-то большим подспорьем в работе оленеводов была охотинспекция. Этот государственный щит эффективно работал и против браконьеров и, и против хищников. Сегодня орган в том виде, в котором он существует, реально помочь не может.
Председатель СХПК "Тундра" Виктор Старцев заметил: "Чтобы они имели не одного охотинспектора на огромный Ловозерский район, где территория 33% области. Не один снегоход, а чтобы, как раньше 3-4 инспектора. Вездеход, грузовая машина, катера и так далее".
В середине года губернатор области Марина Ковтун дала поручение рассмотреть возможность создания в региональном правительстве нового ведомства - министерства природных ресурсов и экологии. Оно объединит лесников, охотников и экологов. В его составе появится отдельное ведомство охотнадзора с современной материально-технической базой и штатом в 20 человек. Нормативная база нового министерства уже подготовлена.