SapmiРейтинг: 0

Саамский вопрос

15-08-2012 | 22:41
Просмотров:54Сегодня:1
Саамский вопрос

Привожу новую статью Дмитрия Семушина со своими комментариями прямо в статье курсивом. По моему видению мнение автора меняется, но остается неизменным одно - понятие "коренные народы". Видимо автора раздражает это понятие. И он его не может понять как упертый плохой ученик ))))

http://www.regnum.ru/news/polit/1561288.html

Дмитрий Семушин: Истоки политизации "саамского вопроса" в России

Председатель «Саамского парламента» Валентина Совкина в ООН. Май 2011 года. Источник: Barentsindigenous.

orgЗаместитель председателя «Саамского парламента» Нина Афанасьева. 9 августа 2012 года. Источник: 7х7journal.ruЛопарь в зимнем одеянии. Изд. Николая Харузина, 1890 годЛопарка в летнем одеянии. Изд. Николая Харузина, 1890 год

9 августа 2012 года в Международный день коренных народов мира (International Day of the World's Indigenous People) активисты "саамского движения" в Мурманске попытались поднять "национальный саамский флаг" у зданий правительства Мурманской области и мэрии Мурманска. Однако им это не удалось вовсе не потому, что у флагштоков не было фалов. Представляется, что и в Мурманске политика потворства властей назойливым местным этническим антрепренерам(Антрепренер - так называют в театральном деле лицо, стоящее во главе частного театрального предприятия, или арендующее казенный театр. заканчивается.Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь.Сепаратист слово заменили на антрепренер? Прим. Данилов А.Ф.)


Флаг саамов, который собирались поднять в Мурманске, был разработан норвежкой Астрид Баль по инициативе тамошнего Саамского совета. Флаг официально признан "национальным флагом саамов" на 13-й Саамской конференции в городе Эре в Швеции 13-15 августа 1986 года и впервые поднят там 14 августа. Тогда же был принят "саамский национальный гимн" - "Песня саамского рода" Исака Сабы.

Наши предки победили

всех злодеев в старину,

и мы должны бороться, братья,

упрямо с угнетателем!

Народ, ты крепкий, рожденный солнцем!

Враги тебя не победят,

язык свой только золотой храни, и предков древних слог запомни:

саамам Саамскую Страну!

(Под Медведицей Большой
вдали синеет край Саамов,
гора уходит за горой,
вода мелькает за водою,
грады вершин и гребни сопок
стремятся к небу высоко,
шумят леса, текут там реки,
стальные мысы достигают
пространств волнующих морей.


Наши предки победили

всех злодеев в старину
и мы должны бороться, братья,
упрямо с угнетателем!
Народ ты крепкий, рожденный солнцем!
Враги тебя не победят,
язык свой только золотой храни,
и предков древних слог запомни:
саамам Саамскую Страну 
 полный текст - прим Данилов А.Ф.)

На основании этого текста можно подумать, что саамы (русское историческое название - лопари) - это весьма воинственный народ. В 1852 году группа саамов в норвежском городе Каутокейно убила владельца лавки спиртных напитков, подожгла саму лавку, дом священника и полицейский участок. Двоих бунтовщиков тогда норвежцы казнили, пятеро осужденных умерли в тюрьме. История не знает практически других случаев бунта лопарей в разделенной границами арктической Лапландии.

Сейчас общая численность саамов на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и Российской Федерации не превышает 50 тысяч человек, однако российские саамы, населяющие преимущественно северо-восток Кольского полуострова, составляют лишь небольшую их часть. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность саамов в России составляла 1771 человек. Из этого числа городское население - 787 человек, сельское - 984. Последние в большинстве своем проживают в районе села Ловозеро в Мурманской области, являющегося центром культурной жизни саамов в России. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные, работает Саамский национальный культурный центр. Численность саамов в Российской империи, СССР и России остается примерно на одном уровне уже на протяжении более ста последних лет: в 1897 году - 1812 человек, в 1959 году - 1792 человека, в 2002 году - 1991 человек.

В книге "Кольские саамы в меняющемся мире" (М., 2008) отмечено, что языковая ассимиляция у российских саамов составляет 50,79%. Таким образом, половина саамов саамским языком не владеют или знают его слабо. Однако это обстоятельство не мешает им самоидентифицировать себя в качестве саамов. В 2005 году 88% всех опрошенных учащихся учебных заведений села Ловозеро назвали своим родным языком русский. Результаты проведенного социологического исследования показали, что саамы села Ловозеро практически ничем не отличаются от представителей окружающих их национальностей.

Рассеянное обитание саамов на огромных пространствах Лапландии не способствовало их культурной и языковой общности, тем более, что они оказались разделенными границами. В настоящее время лингвисты определяют девять существующих саамских диалектов, между которыми образовались настолько большие различия, что взаимопонимание между их носителями сильно затруднено. Финские языковеды считают их отдельными языками. Шесть из этих диалектов имеют в настоящее время собственные нормы литературных языков. Как бы там ни было, но на съездах в России и Норвегии норвежские саамы общаться с российскими прямо, без синхронного переводчика с русского на норвежский, не могут. Тем не менее саамские активисты в России сейчас утверждают: "Саамы - это "транснациональный народ, имеющий общие культурные ценности", "у саами нет разделения на "ваши " и "наши". Мы единый народ".

Отправной точкой нынешней политизации "саамского вопроса" в России в его трансграничном исполнении следует считать 1993 год, когда в Киркенесе 11 января министрами иностранных дел России, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии была подписана "Декларация о сотрудничестве в Баренцевом евроарктическом регионе". В дополнение к основному межгосударственному документу о создании Баренцева трансграничного региона (БЕАР) руководители Архангельской и Мурманской областей подписали тогда протокол о создании Баренцева регионального совета. Вместе с ними означенный документ подписали представители норвежских губерний Финмарк, Тромс и Нурланд, финской Лапландии, шведской Норботтен. В тексте этого документа в русском переводе содержалось обязательство "принимать во внимание интересы коренных народов и обеспечивать их активное участие в многостороннем развитии региона". Руководители российских регионов не возражали, когда помимо глав норвежских, финского и шведского регионов, означенный документ в качестве правомочного представителя подписал еще и представитель т. н. "Саамского парламента" Норвегии. Это создавало прецедент признания подобного учреждения россиянами.

В 1997 году в Уставе Мурманской области РФ было определено: "саамы - коренной народ Кольского Севера" (§2 статьи 21.1). Таким образом, законодатели Мурманской области ввели в региональное законодательство понятие "коренной народ", не признанное Российской Федерацией. Под "коренным народом" в международном законодательстве понимаются потомки тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации (Конвенция МОТ № 169. ст. 1. § 1 b). ( Автор обвиняет власти Мурманской области и вмешивается в их деятельность? прим. Данилов А.Ф.)

Введение понятия "коренной народ" в региональное законодательство создавало формальный повод для политизации в будущем проблемы саамов. Оставалось только эту проблему создать. Сейчас активисты саамского движения из-за возникшей коллизии с определением могут ссылаться одновременно на нормы международного и внутригосударственного права.

"Культурная деятельность" Норвегии через созданные ей на местах в Российской Федерации и в Мурманской области, в частности, структуры Баренцева региона сформировала со временем кружок активистов. Вся внешне шумная активность в "саамском вопросе" в Мурманской области является, на самом деле, продуктом деятельности десятка человек - этнических антрепренеров.

От культурной работы кружок активистов перешел к политической деятельности в 2008 году. "Причиной активизации саамских организаций в отношении создания выборного органа народного представительства является интенсивный процесс развития промышленных добывающих предприятий, туристических компаний и др. коммерческих организаций на территории Мурманской области, которые представляют определенную угрозу традиционным видам природопользования саамов (оленеводство, рыболовство, охота, сбор дикоросов). Исчезновение традиционных саамских видов деятельности повлечет за собой и исчезновение саамов как самобытного этноса", - писала тогда по этому поводу активист "саамского движения" Валентина Совкина. Таким образом, саамские активисты увидели в политической деятельности лично для себя существенный материальный бонус - природную ренту.






Источник: saami.forum24.ru
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий
Войдите