Это могла бы быть очень грустная рецензия. Аудионовинка от «Лицея» в первую очередь вызывает удивление: «Лицей»? Зачем? А если это сборник лучших песен, то почему на обложке вместе с Настей Макаревич нет Лены Перовой и Изольды Ишханишвили, а есть две незнакомые девушки? Хочешь не хочешь, а «Лицей» давно ассоццируется с каким-то далёким прошлым, и никакими сменами состава этого уже не перебить. Да в принципе и не нужно: после смерти продюсера Алексея Макаревича «Лицей» в течение двух с половиной лет не давал никаких поводов написать о себе - и было полное ощущение, что уже и не даст.
Соответственно и появившийся сборник воспринимался как странный артефакт из странной, давно ушедшей эпохи. «Лицей» даже в 90-е годы не был типичной группой. Её нельзя считать гёрлз-бэндом, потому что три девушки с гитарами намеренно не эксплуатировали сексапильность, а демонстрировали скорее пионерский задор: аккорды они брали бодрыми заученными движениями, в текстах проповедовали открытость и максимализм, в музыке смешивали рок, поп, советскую эстраду и детскую песню. Продюсер Алексей Макаревич когда-то входил в состав группы «Воскресение», поэтому в репертуар «Лицея» вошло несколько песен этих легендарных рокеров - но опять-таки в преувеличенно бодром, пионерском стиле. Для наглядности можно послушать трек «Хороший парень»: всю печальную философию оригинала «лицеистки» превратили в максималистский марш, все текстовые банальности десятикратно усилили так, что слушать местами неловко.
Главным хитом «Лицея» навсегда осталась песня «Осень». В историю нашей поп-музыки она тоже уже точно вошла, и не случайно сборник лучших композиций группы открывает именно она: заодно можно убедиться в том, что аранжировка и качества записи трека с позиций сегодняшнего дня выглядят несколько, хм, винтажно (не сочтите за намёк на группу, созданную Анной Плетнёвой, самой успешной по факту из всех участниц «Лицея»). Для ностальгии сгодится, но новых зрителей вряд ли привлечёт. Алексей Макаревич, помнится, долго пытался разгадать тайну сочинения хита и на протяжении нескольких альбомах «Лицея» старался найти песню, которая превзошла бы по популярности «Осень». Сборник фактически представляет собой хронику этих попыток - как мы уже знаем, не увенчавшихся успехом. Несмотря на все старания, ни одна из даже недурных песен не стала суперхитом. И если уж углубляться в причины этого, придётся сказать, что «Осень» была для «Лицей» нетипичной композицией. Во всём остальном творчестве они придерживались генеральной линии, связанной с заученными ритмичными движениями - таким образом, девушкам не удалось толком показать ни душевные свойства, ни лиричность, ни сексуальность.
В этом месте можно было бы, обливаясь слезами, поставить точку и попрощаться со сборником лучших песен и самой группой. Но жизнь бывает сложнее чётких схем: финальный трек альбома «Синоптики» заставляет говорить о возрождении «Лицея» в каком-то новом, ранее не виданном качестве. Мало того, что у группы, которую все списали со счетов, вдруг появился новый хит - так он ещё и на сборнике «Союз-59» выглядит одним из наиболее интересных и запоминающихся номеров. Значит, история «Лицея» стихийно продолжается - и мы продолжаем за ней следить, да ещё и с интересом.