Дневник «Кинотавра»: в конкурсе прошли показы новых фильмов с героями кино нулевых. Вслед за врачом Гошей Куценко, Сергей Безруков ушел в балет, а Константин Хабенский занялся выбиванием долгов.
В конкурсной программе «Кинотавра» на третий день наметился некий неанонсированный организаторами внутренний сюжет. Связан он с будто бы неосознанной, но очевидной рефлексией на тему кинематографа нулевых, а точнее его главных героев. За два вечера были показаны фильмы с тремя ключевыми для нового российского кино артистами — Гошей Куценко, Сергеем Безруковым и Константином Хабенским.
Куценко, как мы уже сообщали, подался в режиссуру и собственноручно оформил свой несколько сумбурный и многословный бенефис «Врач».
На следующий же день полнометражный конкурс продолжился картиной «После тебя», которую сняла супруга Безрукова Анна Матисон. Это уже вторая совместная работа семейного дуэта — первым был новогодний «Млечный путь».
Новая картина принципиально далеко отстоит от жанра семейной мелодрамы, а сам Сергей Витальевич называет ее своим дебютом в авторском кино. Фильм рассказывает историю балетного танцора Алексея Темникова, которого 20 лет назад называли «молодым Барышниковым», а теперь он держит в родном Клину сеть аптек и танцевальную школу, поскольку танцевать больше не может. Причина — падение во время давних гастролей, в результате которого Темников повредил спину. Теперь травма напомнила о себе — врачи говорят, что через пару месяцев его ждет паралич нижних конечностей, и эти известия толкают героя на постановку давно задуманного балета на музыку Стравинского.
«После тебя» действительно предъявляет зрителю иного Безрукова.
Вместо привычных «березок» — демонстративная брезгливость по отношению ко всем без исключения, от коллег до родной дочери. Артист виртуозно освоил балетную пластику, а кроме того весь фильм заикается, хоть в этих действиях и чувствуется несколько театральная старательность. Что касается авторов фильма, то они явно внимательно смотрели «Бердмена» Алехандро Иньярриту: в первой половине картины большая часть сцен пижонски снята одним длинным планом. Напоминает об оскаровском лауреате и сюжетная канва с той лишь разницей, что отечественные кинематографисты по-прежнему опасаются смешать драму с комедией и во имя искусства сделать главного героя идиотом с амбициями. Поэтому происходящее на экране примерно на середине фильма начинает несколько утомлять, а добрая половина сюжетных линий в финале и вовсе растворяется в драматическом накале, который напоминает о пиковых моментах фильмографии Дмитрия Астрахана — где-то между «Все будет хорошо» и «Контрактом со смертью».
«Коллектор» — дебютный полный метр сериального сценариста Алексея Красовского — предлагает зрителю 74 минуты вглядываться в еще одного героя нулевых, Константина Хабенского.
Забегая вперед скажем, что занятие это весьма увлекательное, а на финальных титрах зрители устроили настоящую овацию. Фильм рассказывает о человеке, который профессионально и без рукоприкладство выбивает из людей долги по кредитам. Делает он это в основном по телефону, представляясь то сотрудником пожарной службы, а то и родственником. И вот однажды вечером герой получает звонок от разгневанной женщины, которая решила его наказать, выложив в сеть некое скандальное видео.
Картина уже удостоилась сравнений с «Локом» Стивена Найта, поскольку это тоже монофильм — на экране, за исключением Хабенского и его нескольких телефонов, никого нет. По этой причине «Коллектор» тоже получился немного театральным и не вполне определившимся с жанром, балансируя между разговорной драмой и детективом. Чуть более четкая интрига фильму пошла бы фильму только на пользу, но больше ему предъявить особенно нечего. Причина успеха, разумеется, сам Хабенский. Разобравшись с образом героя в кризисе среднего возраста в триумфаторе одного из прошлых фестивалей — картине «Географ глобус пропил» — артист перешел к возрастным ролям, которые ему исключительно идут. И это действительно выдающаяся актерская эволюция: от пьющего мента из «Убойной силы» через Колчака к героям в духе лучших некомедийных работ Жан-Поля Бельмондо.
Обаятельная помятость, трогательная усталость, неоднозначность характера — Хабенский работами в «Хорошем мальчике» и «Коллекторе» показывает, что ему есть, чем удивить зрителя и за новым этапом его карьеры будет действительно интересно наблюдать. Ну а в контексте «Кинотавра» эти роли делают артиста одним из самых вероятных претендентов на получение одного актерских призов.