Наверно, уже нужно пояснять, что это за «Чебоза» такая. Группа, исполнявшая в начале века брит-поп на русском языке, так и не получила большой известности, хотя часть аудитория попытку оценила. Солистом коллектива был обаятельный юноша по имени Василий Гончаров. Карьеру своей «Чебозы» он самокритично охарактеризовал словом «облом», взял себе псевдоним Обломов и описал будни российского инди-музыканта в песне «Магадан». Народу весь этот брит-поп нафиг не сдался, поэтому герой композиции вынужден петь шансон по кабакам. «Магадан» очень быстро «зашёл» даже тем, кто не сумел распознать сатирического посыла произведения. Персонаж «Вася Обломов» зажил собственной творческой жизнью - и вполне успешной: брит-попа в его музыке почти не осталось, зато образовалась затейливая смесь рэпа, острых текстов и привязчивых припевов. Таким образом, продолжилась русская литературная традиция: Гончаровы рождают «Обломовых».
Про «Чебозу» Василий тоже не забывает, потихоньку поддерживая её культовую славу. В 2017 году «Чебоза» чуть не возродилась, но тогда дело ограничилось выпуском пары старых невыпущенных песен. Большого резонанса релиз не вызвал, и идея реюниона была отложена, но теперь Гончаров подготовил большой сборник «Неизданные песни»: туда вошли неизвестные произведения, редкие версии, ранние версии и т.д. Фактически получился путеводитель по творческой биографии «Чебозы» - которые десятилетие спустя воспринимается иначе, чем в годы существования группы. И их русскоязычный брит-поп сегодня звучит свежо, уверенно и, как ни парадоксально, перспективно.
Особенно это ощущается в начале пластинки. Василий Гончаров демонстрирует первые версии песен «1000», «Холод», «Никогда не умрём», «Закрой мне глаза» - может, «Чебозе» где-то не хватает чёткости саунда и изощрённости текстов, но это с лихвой компенсируется абсолютной верой в то, что они могут и должны стать русскими Oasis. Чёрт его знает, почему это стало слышно только теперь и не слишком ощущалось в первых альбомах «Чебозы»: возможно, опытный Гончаров-Обломов при ремастеринге подкрутил наконец нужные тумблеры - впрочем, юношеский задор таким тумблером не подкрутишь, если бы его не было изначально.
Восьмым треком на «Неизданных песнях» идут «Васильки» - Васина пародия на «Stan» Эминема и Дайдо. Только у него сельский житель Игнат пишет письма своему кумиру Диме Маликову. Здесь представлена ранняя сольная версия, без маликовского вокала. Дмитрий вписался в эту историю, «Васильки» попали на новогоднее телевидение - и фактически стали первым публичным шагом к превращению Гончарова в Обломова. К этому времени Василий уже начал понимать, что с брит-попом покорять наш шоу-бизнес проблематично, «Оазисы» тут не очень нужны, а вот всякие приколы имеют больше шансов. Это не значит, что «Чебоза» тут же оставила попытки - но они стали более хаотичными. Вот и на этом сборнике после «Васильков» группа уже не выглядит уверенной в себе, то и дело меняя жанры, то переходя на английский, то пиша резкие нецензурные тексты («Малыш, не плачь»), а то поспешно и неуклюже смягчая их под формат.