В 1975 году LED ZEPPELIN были на пике своей карьеры. Все их альбомы (беспрецедентный факт!) находились в хит-параде. Они могли позволить себе организовать собственный лейбл звукозаписи, да ещё и дать ему довольно рискованное название «Swan Song» («Лебединая Песня»). Казалось, для этой группы нет ничего невозможного. Несмотря на то, что у группы уже было две «нетленки» — «Whole Lotta Love» и «Stairway to Heaven», им предстояло создать ещё один мегашедевр.
замысел зародился ещё в 1973 году, когда гитарист Джими Пейдж и вокалист Роберт Плант совершили свой первый турзаезд в Марокко — на местный фольклорный фестиваль. Они двигались из города Гулимин в город Тантан. Шоссе, по обе стороны которого тянулась однообразная Сахарская пустыня, казалось бесконечным. Тут-то в голове Планта стали складываться стихи.
Роберт Плант:
«Это была односторонняя дорога, которая аккуратно пересекала пустыню. В двух милях к востоку и западу были гряды песчаных скал. Выглядело так, будто вы едете по каналу, по этой полуразрушенной дороге, и, казалось, что ей нет конца».
Что касается Пейджа, то у него как раз уже был подходящий гипнотический рифф в духе неторопливой поступи каравана.
После возвращения к работе над риффом подключились Бонэм и Джонс. Первый придумал необычный ритмический рисунок, а второй — басовую партию и оркестровые переходы, благодаря которым песня зазвучала уж совсем по-арабски. Сначала песню прозвали «Driving To Kashmir» («Направляясь в Кашмир»), но потом название сократили до «Кашмира». Почему её не назвали «Марокко» или «Сахара» непонятно, ведь Кашмир располагался вовсе не в северной Африке, а в Азии — в северо-западной части Гималаев. К тому же ни один из музыкантов в Кашмире не был. Но такое название, видимо показалось более экзотичным и сказочным.
Окончательный вариант композиции, где на этот раз ЦЕППЕЛИНЫ слили в одной гармонии тяжелый рок и восточную музыку, созревал чуть ли не три года, пока в 1975 г. не был явлен миру на двойном альбоме «Physical Graffiti». После успеха эпичной «Лестницы в небеса» ди-джеи без страха крутили по радио, более чем 8-минутный, «Кашмир» и людям нравилось.
Музыканты и сами понимали, что сотворили шедевр. Мало того, все они сошлись во мнении, что это лучшая композиция за всю их карьеру.
В 2007 году на благотворительном концерте памяти Ахмета Эртегуна (сонграйтера и президента лейбла «Atlantic Records») можно было услышать «Kashmir» уже в исполнении воссоединённых LED ZEPPELIN. Место умершего в 1980 году Джона Бонэма занял его сын Джейсон.
«Кашмир» стал одной из самых цитируемых тем, как в мире музыки (особенно повезло знаменитому риффу), так и в мире кино. Так однажды Пейджу позвонил даже рэппер Пафф Дэдди с просьбой помочь записать свою версию «Кашмира» для фильма «Годзилла» (она вышла под названием «Come With Me»).
Д. Пейдж:
«Он созвонился со мной и сказал, что в одном месте в песне хотел бы добавить модуляцию. Я объяснил ему, что у гитары открытый строй. Я предпочитаю играть в «ре». А затем предложил смодулировать в «ми». На какое-то мгновение он замолчал, а потом произнёс: «Понятие не имею, что такое ре и ми», на что я подумал — отличный ответ! (смеётся) После того, как мы записали этот трек, он сказал, что хочет присовокупить в него оркестр, и я ответил: «Здорово, удачи!». Всё закончилось тем, что он сделал наложение двух оркестров на эту вещь, что дало сильный стереоэффект. Я имею в виду, что парень ничего не знал о «ре» и «ми», но у него фантастическое воображение».
А вот рэпперу Schoolly D повезло меньше. С авторами он не созванивался, поэтому, когда выпустил в 1988 году, созданную на основе «Кашмира», песню «Signifying Rapper», то стал объектом судебного разбирательства. В 1994 году песню удалили из фильма «Bad Lieutenant» (1992), а непроданные копии саундтрека уничтожили.
Рифф из «Kashmir» стал настолько знаковым, что я постоянно слышу его отголоски — то в песнях RAMMSTEIN «Spiel Mit Mir» и «Mein Herz Brennt», то в песне Земфиры «Траффик». Возможно, мне только кажется…