

Музыка помогала во время Великой Отечественной войны. Она утешала, придавала силы, звала на бой, вселяла веру в победу.
Когда мы вспоминаем о том тяжёлом периоде нашей страны, о тех героических днях, нам всегда слышится, в первую очередь, мелодия этой бессмертной песни, ее не надо даже исполнять, она всегда в наших сердцах, она – наша совесть. Гордость, она – боль погибших, она - радость, что советские люди выстояли и победили. Если бы композитор А.В. Александров написал за всю свою долгую творческую жизнь только одну эту песню, и тогда он бы навсегда остался в памяти русского народа. Эта знаменитая «Священная война» на слова В.Лебедева – Кумача.
Песня эта появилась в первые дни Великой Отечественной и впервые была исполнена Краснознаменным ансамблем под руководством автора в Москве на Белорусском вокзале, перед воинами, отправляющимися на фронт. Если известный плакат художника И. Тоидзе «Родина – Мать зовет!» - художественный символ Великой Отечественной, то «Священная война», - ее «музыкальная эмблема». На ряду с Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича, она точно и полно выразила все то, о чем думали, что переживали советские люди в это трудное время.
В очерке «Ленинградцы за кольцом» Ольга Берггольц пишет о знаменательном событии, на котором ей посчастливилось присутствовать. 29 марта 1942 года в Москве была впервые исполнена Сельмая симфония Д.Д. Шостаковича. Колонный зал Дома Союзов был полон. Из очерка можно понять, что в зале царило ощущение праздника. После концерта слушатели были объяты единым чувством: «Мы победим немцев». «Мы готовы на все испытания, которые еще ожидают нас, готовы во имя торжества жизни.
Об этом торжестве свидельствует Ленинградская симфония, произведение мирового звучания, созданное в нашем осажденном, голодающем, лишенном света и тепла в городе, - в городе, с сражающемся за счастье и свободу всего человечества.» И музыка тоже сражалась вместе с народом. Зал стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда. А О.Берггольц глядя на него, маленького, хрупкого, в больших очках, думала: «Этот человек сильнее Гитлера…».
Выдающийся советский пианист, народный артист РСФСР А.Д. Каменский дал в блокадном Ленинграде более 600 концертов – в воинских частях, на военных кораблях, в госпиталях, в концертных залах, всюду, куда звала его растревоженная жизнь… Но однажды в конце января 1942 года ему довелось музицировать в условиях, которые даже в осаждённом Ленинграде не назовёшь обычными. У подъёзда дома А.Д. Каменского встретила женщина и обратилась с просьбой. Она просла выполнить предсмертное желание умираюющей от дистрофии ее матери, желание – послушать прекрасную музыку, которую она всегда особенно любила. «Вы даже представить себе не можете, как людям в эти страшныее дни нужна музыка. И маме особенно. Я у неё осталась одна» - говорила женщина. Каменского тронуло это желание человека умерающего от истощения в осаждённом городе: ведь дистрофики чащ всего умирают с мыслью о еде, и он согласилсчя пойти. Он играл много, звучал произведения Баха, Бетховена, Брамса, Дебюсси… Домой пианист возвращался во время обстрела и даже не обратил на него внимания. «Я чувствовал себя легким и творчески возбуждённым, как после концерта, наверно потому, что музыкой смог облегчить человеку его смертный час. »