В этот день с утра зарядил неслабый такой дождь, и все удрученно смотрели на свои билеты, казалось бы, на такой роскошный концерт — в рамках военного фестиваля «Спасская башня» на Красной площади должен выступить Хор Турецкого и его женская реинкарнация Soprano. Но ровно в шесть ливень прекратился. Как не было. Площадь моментально затянулась людьми, ни одного свободного места: как будто стихия никого бы не остановила...
И вот, пока зрители вытирают кресла носовыми платками, между рядами идут бравые барабанщицы, возвещающие о начале действа:
— О скалы грозные дробятся с ревом волны!.. — пошла первая, весьма к случаю, шаляпинская ария Варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко».
...Что такое Хор Турецкого: это прежде всего чувство публики, контакт с аудиторией. Понятно, что это уникальные голоса, широкий диапазон возможностей, заработанное за много лет имя. Но жизнь столь сложна, так все быстро меняется за окном, что никакие регалии и бренды не помогут достучаться до сердец, если вы любите себя, а не свою аудиторию. Михаил Турецкий и его блестящая команда понимают это как никто. Такой опыт, тысячи концертов, наработанных фишек и приемов, а все равно нужно входить в воду как впервые. Та же Красная площадь — с одной стороны, это престижная площадка, праздник сердца, с другой — попробуй в полуэкстремальных условиях при сильном ветре проведи этот опен-эйр на уровне, чтобы была отдача.
Это возможно только с открытым забралом, когда сам Турецкий упрямо и искренне идет в народ, максимально соединяя хор и зрителя. Это и есть, включая военную терминологию, работа на передовой.
— Конечно, опыт очень выручает, — говорит Михаил Борисович, — за 25 лет, то есть за 9000 дней, у нас было свыше 5000 выступлений. Причем все концерты очень разные, в разных частях света, на очень разных площадках... Но Красная площадь — это, разумеется, совершенно особая атмосфера. И так здорово, что в последний год мы активно продвигаем новый проект под названием «Праздник песни: народное караоке №1 в стране»: это некое колоссальное общение с аудиторией, которая приходит на площадь и поет вместе с тобой.