О ГОРОДАХ-ГЕРОЯХ, В КОТОРЫХ ПРОШЁЛ ТУР «ВОЙНА И МИР»
- Несмотря на то, что тур называется «Война и мир», он напрямую коррелирует с песней «Раненые города». Сейчас у нас вторая часть тура завершилась, в Москве мы играли уже 33-й концерт. Действительно, мы сознательно проехали по большому количеству городов-героев и городов-воинов (по сути по своей, даже если у них нет статуса городов-героев) и городов воинской славы. Так или иначе, все эти города были территорией защиты. Потомки людей, которые проявляли героизм, приходят на концерты и, конечно, им близко то, что я говорю этим альбомом. У них не возникает вопросов типа, «зачем надо было защищать нашу Родину, может, проще ее было тогда сдать, теперь жили бы с камамбером и с немецким автопромом» Эти люди четко понимают, что такое своя земля, Родина, корневая суть мужчины, его функция быть защитником всегда и во все времена. Кем бы он ни занимался, какой бы творческой работой ни был увлечен, когда наступает час Х, в большинстве нормальных мужчин включается инстинкт защиты своей земли, своего рода, своей Родины.
О ТОМ, КАК ПРОШЁЛ ТУР
- В Москве мы эту программу сыграли не один раз. И надо понимать, что это, так же, как и Санкт-Петербург, город, перенасыщенный любыми культурными мероприятиями, в отличие от регионов, куда любой артист со своим туром приезжает один раз в год – не чаще. Поэтому, конечно, в городах люди более жадные до впечатлений. Они разрывают залы, сцену, и это, конечно, всегда вдохновляет любого артиста.
О ТОМ, ЧТО ПЕСНИ С АЛЬБОМА «ВОЙНА И МИР» НЕ ПРИВЯЗАНЫ К КАКОЙ-ТО КОНКРЕТНОЙ ВОЙНЕ
- Все правильно. Нет прямолинейного и в лоб, но есть много глубинных слоев, в которых можно прочесть и то, и другое. Когда я писала песню «Будет так», строчка «может ли огонь сжечь огонь?» - это конкретно о майских событиях в Одессе 2014 года. Это спусковой крючок, то, с чего эта песня началась. Кроме того, в этой песне отражена философия Пути Воина. В Японии есть философско-военная структура, которая называется «Бусидо» - Путь Воина. Я изучила этот трактат, поняла, что там много бытовой регламентации, но сама суть при этом сохраняется – воин всегда готов к смерти, и он всегда готов к защите. Воин выбирает свой путь осмысленно, он понимает, что он выбирает. К строчке «кто готов убить, тот готов спасти» тоже многие цепляются, она пугает многих ведущих наших радиостанций и журналистов. Но это тоже часть Пути Воина. Потому что убийство – это страшнейший грех, который ты берешь на себя осознанно, но очень важно понимать, ради чего. Ради того, чтобы разрушить или ради того, чтобы сохранить. Здесь есть это деление на Свет и Тьму, в конечном счете. И потом – один из самых важных постулатов Пути Воина заключается в том, что самый лучший бой – тот, который ты выиграл, не вступая в него. Это обратная сторона той же строчки: кто готов убить, тот готов выиграть эту войну, не вступая в нее. И Россия как раз сейчас это демонстрирует во многих аспектах, хотя, опять же, нам пытаются навязать, что все совсем наоборот. При этом я, конечно же, не говорила напрямую в этой песне о Донбассе, поскольку для меня это было обширнее и гораздо объемнее. Потому что каждый слушатель должен находить близкие себе понятия. Чтобы и парни из Сибири услышали что-то свое, и ополченцы с Донбасса, которые прекрасно понимают, о чем речь. Мы с ними прекрасно общались, они в клуб «16 Тонн» приходили на наши концерты.
О ПЕСНЕ «РАНЕНЫЕ ГОРОДА»
- Песня «Раненые города» - прежде всего, о Великой Отечественной войне. Это дань памяти нашим дедам и бабушкам. Но, в первую очередь, нашим мужчинам. То, о чем я говорю – состояние защиты, уверенности в том, что твоя земля защищена. Нам не надо чужой земли, но своя всегда четко будет под куполом нашей защиты. И, конечно, это песня о городах, которые были полностью разрушены – таких, как Мурманск или Волгоград. На каждого их жителя приходилось по три тонны бомб, это немыслимо! Песня о том свете, том мотиве, который ведет мужчину. Может быть, это просто, но это самая суть. Не надо придумывать ничего сложнее – это действительно корневая структура мужской энергии.
О ПЕСНЯХ «ВНЕЗАПНО» И «ГАЛАКТИКА»
- «Внезапно» - это действительно о войне с внутренними искушениями, тем, что тебя сбивает с пути. Так как в ней меньше мужской энергии, она традиционно больше понятна и близка девочкам. А «Галактика»- это Космос наш, вселенная наша, галактика наша. Наступаем по всем направлениям. Это призывная песня и абсолютное понимание того, что все, что нам предстоит – это абсолютно русская история и развертывание тех знаний, которыми мы уже обладали. Какие американцы на Луне, американцы на Марсе и полеты в космос без наших двигателей?
О СХОЖЕСТИ ПЕСНИ «БУДЕТ ТАК» С ЦОЕВСКОЙ «КУКУШКОЙ» И ВЛИЯНИИ ГРУППЫ «КИНО» В ЦЕЛОМ
- Признаюсь честно, что сжимание кулака в «Кукушке» Цоя — тоже из «Бусидо» (улыбается). Кулак, разжимающийся в ладонь — это один из принципов Пути Воина. Тут речь о способности к бою и уходу от боя. Возможно, в «Раненых городах» гитара действительно по эмоциям немножко каспаряновская. Я всегда говорила, что один из кумиров моего эмоционального подросткового становления — конечно, Цой. Я знаю все его песни наизусть, они у меня в голове таким основополагающим пластом находятся.
О ТОМ, КАК В НОВОЙ ПРОГРАММЕ ПОЯВИЛАСЬ ПЕСНЯ 2008 ГОДА «БЕДА»
- «Беда» появилась здесь абсолютно органично, потому что в предыдущих альбомах ей не было места энергетически. Потому что она была написана еще до альбома «Два мира», но туда она не подходила никоим образом. А альбом «Война и мир» про то же самое, что и «Беда», которая описывает жесткие наркотические зависимости и войну с самим собой и со своими демонами. Вот этому жесткому треку, наконец, нашлось место в альбоме. Кстати, эту песню я какое-то время посвящала на концертах памяти Михаила Горшенева.
О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ
- Начну я немного издалека – от своих предков. Мой дед проехал всю страну от Сахалина до Калининграда. И абсолютно везде он работал, стараясь найти себе пропитание. Все трое его детей родились в совершенно разных местах страны. Один в Донецке, другой в Казахстане, третий в Калининградской области. Вот это генетическое стремление перемещаться в пространстве во мне очень сильно. Другие мои предки, как я уже сказала выше – из Брянской области. Среди них – моя бабушка, которой во время войны было 9 лет. Это полное тотальное партизанское состояние. Потом мои предки каким-то образом сошлись вместе и оказались в Ростовской области. Это стык с Юго-Востоком Украины, 30 километров до Луганска! Когда меня спрашивают, почему мне так близко все, что происходит там, я отвечаю: да потому что все свое детство я провела на каникулах там. Я знаю эти степи, реку, солнце, небо, конусы шахт. Я знаю этих людей, их говор (произносит с характерным фрикативным «г» - прим. ред). Я сама каждое лето, когда возвращалась с каникул домой, усваивала это произношение, потому что за три месяца полностью перестраивалась и адаптировалась. Тем более с музыкальным слухом ты просто точно так же начинаешь говорить. Реально одна из моих родин там – в Каменск-Шахтинске, прямо на границе с Донбассом. Родилась я при этом в городе Москва. Мой отец был военным, и он из этого Каменска вместе с мамой сюда приехал, они меня здесь родили и первые 2-3 года я жила в Москве.
А в Ивантеевке была та выданная военному квартира, где я всего-навсего провела детство и юность. Но как свою корневую родину, где у меня есть свои длинные родственные связи, я ее никогда не ощущала. Для меня всегда большей родиной была Ростовская область, так как это лето, полная свобода, все родственники, бабушки-дедушки, братья-сестры, тети-дяди. Тем не менее, и в Ивантеевке я бываю регулярно. Там мой лес, в котором я всегда гуляю. В детстве я там бродила с собакой два раза в день – утром и вечером. Через этот лес я училась постигать природу, строила шалаши, наблюдала за растениями. Порою я уходила туда с гитарой и писала там песни, многие из которых потом вошли в мой первый альбом «Откровенность».