С музыкой группы «Ария» у меня связана детская психологическая травма. Альбомы «С кем ты?», «Герой асфальта» и «Игра с огнём» я слушал, наверно, пару сотен раз, но надо понимать, в каких условиях это происходило. Магнитофон «Электроника-302», кассеты, переписанные отнюдь не с оригинала и даже не с десятой копии... Короче говоря, несмотря на все усилия Валерия Кипелова, Маргариты Пушкина и Александра Елина, я не понимал и половины слов песен, особенно в темповых композициях. От количества прослушиваний качество носителя не улучшалось, поэтому слова разборчивее не становились. Таким образом, три альбома «Арии» я знал практически наизусть, но запомнил не слова, сочинённые поэтами и спетые вокалистом, а те звуки, которые способна была воспроизвести с затёртых кассет бывалая «Электроника». Иногда дело доходило до абсурда. Осознав, что в песне «Тысяча сто» я не понимаю вообще никаких слов, кроме, собственно, «тысяча сто», я обратился за консультацией к однокласснику. «Это песня о красоте», - авторитетно ответил он, не приведя, впрочем, никаких текстуальных доказательство. То ли его «Романтика» играла ненамного лучше, то ли он считал, что для понимания красоты разбирать тексты не обязательно, - но убедившись в дохлости номера, больше я к переводчикам не обращался.
С тех пор старые песни «Арии» неоднократно переиздавались, и по мере прослушивания концертных или ремастированных версий я много раз удивлялся тому, насколько авторские поэтические замыслы не совпадали с тем, что я слышал в школьные годы из единственного динамика «Электроники». До сих я порой вздрагиваю, когда вместо намертво запомненного «у-у-у» из колонок звучит какое-то осмысленное слово. С появлением в «Арии» вокалиста Михаила Житнякова этот эффект только усилился: он, конечно, поёт похоже на Кипелова, но всё-таки не совсем так же, поэтому артикуляция не расслышанных в прошлом фрагментов ощущается сильнее. Ну и, к сожалению, эти обстоятельства не позволяют в полной мере оценить замыслы «арийцев», когда те, например, перепевают свой репертуар в сопровождении симфонического оркестра.
«Классическая Ария» - запись предпоследнего концерта «Арии» в сопровождении симфонического оркестра. Выступление прошло в ноябре 2015 года в клубе Stadium Live, с «Арией» играл оркестр «Глобалис», за пультом которого стоял шведский дирижёр Ульф Ваденбрандт. Смысл названия пластинки двояк и в большей степени означает даже не «симфоничность» аранжировок, а серьёзное количество хитов. «Арийцы» постарались более-менее равномерно использовать песни с разных альбомов, поэтому наряду со своей «классикой» вставили пяток относительно новых композиций. Что касается участия оркестра, то он вёл себя достаточно деликатно: усилил какие-то места, которые стоило усилить, но не тянул одеяло на себя и не перебивал яростный строй гитар. Отдельным аттракционом для слушателя станет наблюдение за борьбой Михаила Житнякова с нервами. Программа открывалась вполне «классической» «Игрой с огнём», где вокалист пробует голос, и не всегда точно, но уже начиная с «Ангельской пыли» звучит практически идеально.