Джамала нарушает все твои персональные границы. Она придвигается к тебе так близко, что становится неловко. Дают себя знать крымско-татарская и армянская крови. Джамала ходит в мечеть на Татарке. Носит золотое кольцо-печатку Исламской империи с голубым камешком и перламутровую ракушку на шее. Главное впечатление: Джамала - настоящая.
Насколько ваше происхождение повлияло на ваш жизненный путь? Насколько девочке Сусанне мешало, что она не такая, как все?
Мы вернулись в Крым в то село Кучук-Узень (сейчас Малореченское. - ред.) и на ту улицу, откуда была выселена моя прабабушка с пятью детьми на руках в то время, когда мой прадедушка воевал, и я пошла там в школу. Это было непростое возвращение, оно было проведено путем афер: родителям пришлось развестись, чтобы в мамином паспорте не значилась фамилия Джамаладдинова. Мама купила дом в Малореченском как армянка.
То есть я запомнила из детства постоянно какие-то уловки, махинации, без которых в "совке" невозможно было обойтись, всем приходилось скрываться, менять фамилии, дедушке моему пришлось поменять фамилию Тувмасян на Тумасов... Джамаладдинов это тоже переделка оригинальной крымско-татарской Джамаль-ад-Дин... Евреям тогда тоже приходилось скрывать свое происхождение...
Самые гадские воспоминания, связанные с национальным вопросом - это детские конкурсы. Вот уж где меня притесняли, потому что я крымская татарка. Сейчас, мама говорит, в Крым снова возвращаются подобные вещи. Выгоняют с работы бухгалтеров, на все юридические посты не берут крымских татар, на госслужбу. Если эта фигня начинается опять, то это очень горькое "назад в прошлое".
Фото: "Нужно не бежать оттуда, где тебя не любят на почве твоей "инакости", а надо высоко поднять нос и об этом смело говорить"
Но мне бы не хотелось на этом заострять внимание, что я вся такая несчастная. Поэтому я всегда стараюсь обходить эти вопросы. Не потому, что я скрываю свое происхождение и связанные с этим трудности, а потому что считаю, что есть люди, которым еще хуже. В училище я была единственной крымской татаркой на потоке, при поступлении в столичную консерваторию мне предлагали сменить мою фамилию, дабы она не вызывала ни у кого раздражения - но уже в Киеве ко мне было очень хорошее отношение, меня все любили и уважали, интересовались моим экзотичным для них именем, нашими традициями и религией.
То есть вы привыкли на позитиве уделять в своем творчестве особое внимание крымско-татарскому музыкальному наследию...
Джамала: Я всегда стараюсь в свои альбомы включать обработки этнических песен. Если бы я отдельно выпускала какой-то фольклорный альбом, то он бы где-то валялся незамеченным: слушатель боялся бы или ему не так было бы интересно. А через авторскую музыку, в такой комбинации, народное больше услышат и поймут.
Вы доверяете свой внешний вид какому-то дизайнеру?
Джамала: Нет, я сама себе стилист, сама комбинирую. Национальными элементами стараюсь не злоупотреблять. Но вот недавно была съемка, на которую я надела штаны Пустовит, платье Оскар де ла Рента, шапку не знаю какого дизайнера - все гогворили: "Вау, это крымско-татарский костюм?"
Есть в вашем образе жизни составляюшие, неприемлемые для мусульманской культуры, и мучает ли это вас?
Джамала: Ну, да, есть конечно. Иногда папа ругается, что слишком глубокое декольте... Но если вы отследите по-честному, я никогда не злоупотребляю ни вырезами, ни короткими юбками. Это уже даже не про религию - мне просто кажется, что девушка выглядит гораздо интереснее, если в ней есть какая-то загадка.
А вы алкоголь пьете?
Джамала: Очень, очень редко. Все мои друзья шутят, что я закодирована. Ну нету у меня в этом потребности! Я даже не понимаю, как это, захотеть вечером прийти в ресторан выпить бокал вина. А вот если случай какой-то, когда весело, тогда бывает!
Какие книги вы читаете, для души?
Джамала: Последнее, что я читала - автобиографическую книгу Эдит Пиаф. Меня зацепила ее история жизни, то, что она вышла из низа и сама, своим талантом, когда еще существовало деление на классы, все равно пробилась и собирала полные залы, была иконой стиля и музой всех времен и народов.
А из фильмов какой последний посмотрели?
Джамала: Ой, вчера рыдала над новым индийским кино "Наша неполная история". Болливуд, ну вообще смешно, как можно там рыдать, правда? И понимала, что меня обманывают со страшной силой, и все равно И весь этот сюжет, и все слезливо, и все неправда - но плакала и верила! В общем, бывает у меня и такое состояние, наверное, это с осенью связано.
Люблю фильмы, которые поднимают вопрос расовой дискриминации, например, прошлогодний "Ложь во спасение" или совершенно свеженький "Сельма", где снялась Опра Уинфри и где рассказывается про события, связанные с первыми восстаниями афроамериканцев в Америке. Это похоже на "12 лет рабства", только немножко мягче - хотя тоже достаточно тяжелый.
Фото: "Если мы хотим быть сами в себе - то окей, плодите свою ненависть и плодите свое невежество"
Смотрю про Гражданскую войну, про Германию 30-х, когда только начиналось движение фашистское. Каждый раз думаешь: ну неужели ты имеешь что-то общее с этими людьми? И неужели эти люди - они тоже люди? Что такое человек вообще? Неужели мы все одинаковые? Вот я всегда об этом думаю. Не потому, что я хочу отделиться, нет! Но мне всегда страшно от того, что мы так много имеем общего и что никто не застрахован от этой ненависти или какой-то брезгливости.
Ведь у нас люди по-прежнему сильно оборачиваются на улице, когда видят людей темной внешности или когда видят азиатов, могут даже тыкать пальцем. Помните, возмущались, когда Гайтана ехала на Евровидение, у нас возмущались, что она называет себя украинкой? Это расизм, этого не должно случаться в нашей стране, если мы хотим называться Европой. А если мы хотим быть сами в себе - то окей, плодите свою ненависть и плодите свое невежество.
А у вас никогда не было тревожного ощущения от того, что вокруг чужие - например, во время отдыха в дальних странах?
Джамала: Никогда! Никогда я не чувствовала этого. Наоборот, это такой кайф, когда я еду на Бали и узнаю у балийцев, что они никогда не празднуют дней рождения и вообще не знают, когда они рождены. Потому что когда ты назначил себе день рожденья - ты автоматически назначил себе дату смерти. Вы понимаете? Это такая крутая штука! Оказывается, мы все автоматически подсчитываем, когда же мы умрем. "Так, мне уже за 50? Ага, значит, еще осталось десять, там еще 15, может, 16 повезет..." - и ты начинаешь себе создавать дополнительную психологическую нагрузку.
В Дубаи арабов - обожаю! Они прекрасные, очень открытые люди. Египтяне - просто вообще отличный народ!
И все-таки есть недоверие, связанное с тем, что вы не знаете, как человек другой культуры поведет себя в конкретной ситуации?
Джамала: Я какая-то слишком доверчивая. Я не испытываю страха. И даже, наверное, это плохо. Например, в Египте я незнакомым людям доверила довезти нас с мамой по пустыне в дельфинарий, и полчаса мы по этим горам-долам ехали, думали, что вообще уже не доедем, куда нас везут - но все окончилось хорошо!
Я убиваю добротой. Стараюсь максимально показать людям, что я человеческий детеныш и мне можно доверять. И тогда люди не делают гадости.
Что вы стараетесь делать каждый день, чтобы чувствовать, что именно живете?
Джамала: Заниматься только любимым делом. Только тем, что мне приносит радость и от чего я действительно счастлива. А если это не приносит мне счастья - нафиг.
Вам приносит больше удовольствия сочинение музыки или разработка голоса?
Джамала: Ох, вокальные упражнения - это самое нудное в моей профессии...
У вас есть кто-то, духовный учитель, который помогает вам прийти к себе?
Джамала: Нет. Я стараюсь не попадать под влияние никаких учителей, психологов, менторов. Поскольку знаю примеры, когда люди становятся заложниками других людей, сами не подозревая того, и уходят в какой-то дауншифтинг. Я не хочу всего этого. Когда перестану сама справляться с собственным мозгом, тогда буду что-то думать.