NN...
В последнее время в связи с широким распространением на западе моды на различного рода мистико-магические доктрины восточного, а в особенности индуистско-тантрического толка, культы Дашамахавидйа (санскр. «десять великих знаний»), равно как и относящаяся к ним атрибутика, приобрели довольно большую известность и популярность среди европейцев. Многих привлекает идея всеохватной и многогранной божественной силы, местами мрачная, необычная и в чем-то эпатажная, с эротическим элементом символика, замысловатые философско-мистические, космогонические «эзотерические» аллегории, описания и определения этих богинь, равно как и щедрые посулы связанных с ними магических практик и ритуалов. И действительно, эти божества и относящиеся к ним мантры и йантры играют в индуистской тантрико-шактистской магии едва ли не ведущую роль. Однако европейцы в большинстве своём не до конца понимают их истинную специфику и природу, зачастую воспринимая их как неких «джиннов из лампы», готовых исполнить желания вызывающего их по первому требованию. На самом же деле Махавидйи представляют собой лишь определённые и, более того, временные состояния и архетипы поведения и самопроявления той Изначальной Богини, которая рождалась как Сати и Парвати и которая является вечной супругой Господа Шивы.
Это, хотя и с некоторой долей погрешности, но всё же можно уподобить тому, как любая женщина и мать иногда меняет своё настроение и поведение в зависимости от того, какую функцию или роль она исполняет — защищает ли своего ребёнка от врагов или какой-либо иной грозящей тому опасности, воспитывает ли его, кормит, наказывает, жертвует ради него собой или же сгорает в погребальном костре своего супруга, даруя предсмертное благословение. Но что бы из этого она ни делала и как бы себя ни вела, все её действия будут направлены на то, чтобы дать благо своим любимым - своей семье, своему потомству. Знание же о том, какой она может быть, как и в каких ситуациях она способна себя вести, в каком умонастроении и эмоциональном состоянии находиться, даёт более полное и глубокое понимание её самости, естества, её индивидуальности и природы. И именно в этом смысле Дашамахавидйа являются «великими знаниями», а знание и понимание их всех даёт наиболее полное и ясное представление о той Изначальной Богине, Ади-Шакти, чьими формами и проявлениями они являются, что позволяет преданному выстраивать свои отношения с Ней наилучшим образом.
Существует, впрочем, и иная трактовка этого термина. Иногда, в особенности в тантрических текстах, слово «видйа» (санскр. «знание») употребляется в значении «мантра». Поэтому некоторые тантрики объясняют «Дашамахавидйа» как «десять великих мантр». В индуизме практически каждому божеству соответствует определённая мантра - особая фонетическая формула, являющаяся звуковым образом того божества, к которому она относится. Не являются исключением здесь и Махавидйи. Считается, что, будучи правильно произнесёнными, эти мантры способны дать практикующему возможность воспользоваться тем или иным потенциально возможным состоянием Шакти для достижения какой-либо своей цели. Однако подобная практика предполагает наличие, во-первых, весьма серьёзных во всех смыслах оснований и предпосылок для её выполнения, а во-вторых, полноценное и всестороннее руководство со стороны опытного и компетентного духовного наставника (гуру), способного мудро разобраться во всех тонкостях и нюансах каждой конкретной ситуации и дать адекватные указания и рекомендации. Также она предполагает наличие специального посвящения и прохождение надлежащего обучения. Если продолжать аналогию с женщиной и матерью, то использование такого рода магических приёмов равноценно игре на её материнских инстинктах и чувствах. И с точки зрения элементарной этики если подобное и уместно, то в крайне редких и действительно особых и специфических случаях.
читать статью полностью:
https://drive.google.com/file/d/0B5Gz6lbnMOJOdldQaVhubjZ1WFE/view?usp=sharing
* Новая политика «Волнореза» не позволяет использование гиперссылок, поэтому для перехода по указанной выше ссылке используйте, пожалуйста, опцию копирования.