Член Общественной палаты России Павел Суляндзига дал эксклюзивное интервью для infpol.ru о ситуации вокруг эвенкийской общины «Дылача», в котором раскритиковал позицию властей республики
Напомним, руководство общины «Дылача» подозревается в хищении 20 тонн нефрита. По данному факту возбуждено уголовное дело о краже, совершенной в особо крупном размере. В главном офисе общины в Улан-Удэ, помещениях ее структурных подразделений 4 октября были проведены обыски, изъяты документы, черновые записи и предметы, имеющие значение для уголовного дела. По данным силовиков, в лицензионно-разрешительных документах на использование недр сфальсифицированы координаты предоставленного общине участка, что позволило фигурантам под видом легальной добычи разрабатывать залежи на другой территории. В свою очередь, представители общины назвали действия силовиков рейдерским захватом, проводимым в интересах ООО «Русская нефритовая компания».
- В чистом виде рейдерским этот захват назвать сложно, потому что захватить саму общину невозможно. Для этого надо быть представителем коренных малочисленных народов. Но забрать активы общины можно, и в этом смысле это можно трактовать как попытку рейдерского захвата, – считает Суляндзига. - Думаю, можно высказать предположение, что некоторые представители власти могут иметь отношение к этой силовой акции, но в этом еще предстоит разбираться компетентным органам. У меня к властям в связи с этой силовой акцией есть много вопросов.
Например, делать вид, что это чисто полицейская операция, силовики сами разберутся - смешные отговорки, детские отговорки. Община «Дылача» для республики, я здесь даже не беру составляющую, связанную с коренными народами, - это один из крупнейших налогоплательщиков. Не просто крупный, а один из крупнейших. Разрешать или делать вид, что не замечаешь, как убивают курицу, несущую золотые яйца - налоги, - это вызывает много вопросов. Или есть какая-то непонятная заинтересованность, или налицо абсолютно негосударственный подход. Обычно нормальный хозяин помогает таким курицам, чтобы они приносили еще больше яйца - налогов. И если есть вопросы к деятельности таких «куриц», надо садиться и обсуждать. Такой, как мне кажется, должен быть государственный подход. Власть не может уподобляться страусу, прячущему голову в песок.
На вопрос о работе омбудсмена по защите прав бизнесменов Бориса Титова Павел Суляндзига ответил, что материалы, переданные общиной «Дылача», сейчас проходят экспертизу в Центре по противодействию коррупции.
- Эксперт центра в составе комиссии Общественной палаты посетит республику, - пообещал Суляндзига, - такая работа требует кропотливости и скрупулезности.
Выяснилось, что Павел Суляндзига должен был как представитель ООН посетить Монголию для ознакомления с ситуацией по соблюдению прав человека со стороны бизнеса. Были запланированы встречи с президентом Монголии, правительством, депутатами Великого Хурала, представителями бизнеса и неправительственных организаций. Планировалось посещение мест деятельности двух промышленных компаний. Этот визит должен был состояться с 7 по 20 октября.
- 5 октября я был вынужден отменить свой визит в силу произошедших событий с общиной «Дылача». Руководители общины, старейшины эвенкийского народа обратились ко мне за помощью. Я посчитал, что не могу бросить их в беде, - объяснил Суляндзига. - Сейчас с визитом в Монголии от имени ООН находится моя коллега Маргарет Джанк из США, которую сопровождают сотрудники нашего секретариата.
Напомним, что на пресс-конференции 12 октября глава Бурятии Вячеслав Наговицын заявил, что ситуация с «Дылачой» «несколько раздута со стороны бизнеса».
- Проводится проверка, по 158-й статье возбуждено уголовное дело по факту. Есть информация о том, что фирма «Дылача» ведет разработки не на своем участке, а на соседнем, который ей не принадлежит. Вот и все, этот факт проверяется, - сказал он.
Наговицын заметил, что сейчас прошла лишь проверка, были изъяты документы для определения границ участков. Если факт уголовного преступления подтвердится, начнется поиск людей, совершивших его.
- Только тогда следующим шагом будет уголовное дело по персоналиям, - подчеркнул глава республики. - Конечно, это неприятно бизнесу, и они бомбируют наши СМИ, чтобы показать, что их обижают. Мне кажется, есть обычный нормальный порядок оспаривания. Если бизнесу не нравится, что нарушаются их права, они могут в суд обратиться или в прокуратуру. Но, как вы видите, этого не происходит. Никуда заявления не идут, только в СМИ. Делайте выводы сами, почему так происходит. Видимо, какие-то нарушения есть, - отметил Наговицын.
Справка infpol.ru
Павел Суляндзига - самый известный на сегодня представитель коренного народа Дальнего Востока – удэгейцев. Член Общественной палаты России и член рабочей группы ООН по правам человека, транснациональным корпорациям и иным видам бизнеса от региона Восточной Европы. На 7-й сессии Постоянного форума ООН был назначен специальным докладчиком по вопросам взаимодействия коренных народов и промышленных компаний.
На прошедшем в феврале этого года Конгрессе народов России Суляндзига раскритиковал власти за бездействие в национальном вопросе.
- Никогда еще так не подрывались базовые основы существования народов с традиционной системой хозяйствования. Все охотничьи и рыболовные угодья отводятся коренному населению на основе аукционов и конкуренции. Сегодня можно констатировать крепостное право в отношении коренных малочисленных народов. Чиновники предъявляют жителям поселения бумаги и говорят, что население должно платить. Если это не крепостное право, то что это? - задал неудобные вопросы с высокой трибуны Павел Суляндзига.
Более того, он открыто заявил о том, что «концепция устойчивого развития территорий проживания коренных малочисленных народов РФ сводится к песням, пляскам и фестивалям, а это не решение проблемы. Нас пытаются поучать: добивайтесь каких-то льгот, но невозможно сохранить народ без сохранения его достоинства».
Тогда же Суляндзига озвучил самую скандальную новость дня: впервые за нашу историю нам пришлось выкупать землю у родного государства за деньги ООН. Нам посчастливилось войти в международную программу по сохранению уссурийской тайги, благодаря которой мы сможем на некоторое время сохранить свои охотничьи и рыболовные угодья.