Список выступавших на фестивале займет несколько десятков страниц. Многие из них с большим теплом отзываются о Монтре, выделяя его в длинной череде фестивалей. Истинным знаком любви, конечно, остается желание возвращаться сюда снова и снова. Именно здесь были записаны легендарные концерты Майлза Дэвиса, Эллы Фитцджеральд, Нины Симоне, Эрика Клэптона, Чака Берри, Led Zeppelin, Pink Floyd и многих-многих других. Каждый год организаторам удается удивлять публику, умудряясь заполучить самых лучших музыкантов. По этой же причине программа тщательно хранится в тайне до последнего момента. Матье Жатон пообещал, что и этот год не станет исключением: какие именно сюрпризы готовит фестиваль, станет известно в середине апреля. |
Помимо концертов обязательной частью программы стали престижные конкурсы, проводимые среди начинающих музыкантов в трех категориях: вокал, гитара и фортепиано. «Jazz Piano Competition – чуть ли не самый сложный конкурс в моей карьере: пройти отборочные прослушивания здесь очень трудно. Когда мне удалось попасть в финал, я просто не мог в это поверить. Удивительно, что для меня тогда сделали исключение: никогда до этого в финале не было четырех конкурсантов. В итоге мне достался приз зрительских симпатий, награда, которой я очень дорожу, ведь аудитория и жюри оценили мои композиции, основанные на традиционной азербайджанской музыке», – вспоминает Эмиль Маммедов о своем выступлении в 2011 году.
И в этом тоже проявляется особенность MJF: здесь всегда готовы к экспериментам и открытиям. «Далеко не в каждой музыкальной культуре можно успешно сочетать народную мелодику и джаз. Азербайджанцам повезло, у нас есть мугам, который строится по принципам, похожим на джазовые композиции. В Монтре оценили это сочетание, уловив последние тенденции: джаз постепенно поворачивается в сторону Востока, инкорпорируя все больше новых элементов», – считает Маммедов.
За полвека своего существования фестиваль оказал значительное влияние на развитие джаза в Европе, в первую очередь, благодаря постоянным программам поддержки молодых талантов, уверен Жатон. MJF не только проводит конкурсы, но и внимательно следит за карьерой пианистов, певцов и гитаристов, завоевавших симпатии жюри, ведь именно они в будущем станут определять развитие джаза.
Помимо заботы о юных дарованиях оргкомитет фестиваля традиционно поддерживает и современных художников, создающих оригинальные афиши. «С 1968 года мы приглашаем художников к сотрудничеству, давая им полную свободу. Художник представляет свое видение фестиваля, на которые мы никак не влияем», – объясняет Жатон. Необычное дело, согласитесь: фестивали чаще всего очень трепетно следят за сохранением узнаваемой символики, а тут – сплошной карт-бланш.
К этой удивительной традиции в свое время приобщились Кит Харинг, Дэвид Боуи, Энди Уорхол, Жан Тэнгли. В этом году афишу создала швейцарская художница Сильви Флери, назвав свою работу «Взрыв цвета». «Надеюсь, в моей работе чувствуется наслаждение, которое приходит от разбивания косметики и производимых при этом звуков. Настоящий взрыв. Конечно, афиша отсылает нас и к музыкантам, разбивающим гитары на сцене», – объясняет художница.В этом году Montreux Jazz Festival проходит с 3 по 18 июля, взрывая ночное небо Монтре джазовыми импровизациями, бурными вечеринками и рок-концертами.