Natali StarРейтинг: 31357

Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича готовится к первым гастролям по России и Великобритании

04-09-2019 | 09:06
Просмотров:1Сегодня:1
Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича готовится к первым гастролям по России и Великобритании

Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича (BSFO) отправляется в первый гастрольный тур по России и Великобритании в сентябре 2019 года. В программе тура прозвучит музыка Бриттена, Шостаковича, Воан-Уильямса, Элгара, Рахманинова, Прокофьева, Чайковского. По словам организаторов, программа гастролей отражает взаимное уважение к обеим культурам. Вместе с оркестром на гастроли отправятся такие выдающиеся солисты, как Илья Чирсков, Мирослав Култышев и Алексей Антонов, а также Хор театра Новая Опера имени Е.В.Колобова.

Работа оркестра начнется с недельной резиденции в парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, где музыканты будут репетировать под наставничеством профессиональных музыкантов из лучших оркестров и оперных театров. Для оркестра были отобраны 86 музыкантов из ведущих консерваторий и музыкальных учреждений в России и Великобритании: Королевская академия музыки (Лондон), Королевский музыкальный колледж (Лондон), Гилдхоллская школа музыки и драмы (Лондон), Уэльский королевский колледж музыки и драмы (Кардифф), Королевская консерватория Бирмингема, Королевский северный колледж музыки (Манчестер), Королевская консерватория Шотландии (Глазго), музыкальный факультет Оксфордского университета, Московская государственная консерватория, Музыкальная академия им. Гнесиных (Москва), Институт имени М.М.Ипполитова-Иванова (Москва), Санкт-Петербургская государственная консерватория и Ростовская государственная консерватория.

В программе оркестра такие произведения как Сюита для эстрадного оркестра в восьми частях Шостаковича и Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Будут исполняться также шедевры русской и английской музыки, такие как «Взлетающий жаворонок» и «Фантазии на тему Томаса Таллиса» Воана-Уильямса, Сюита из балета «Ромео о Джульетта» Прокофьева и «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова.

BSFO выступит в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где проходили премьеры многих известных произведений Прокофьева и Шостаковича. В Москве и Санкт-Петербурге оркестр представит публике редко исполняемую симфоническую поэму Шостаковича «Казнь Степана Разина» с хором театра "Новая Опера", главным дирижером которой является Ян Латам-Кёниг (на фото), и басом Алексеем Антоновым.

BSFO был создан в рамках Года музыки Великобритании и России 2019, отмечаемом в этом году. Дирижер Ян Латам-Кёниг, вдохновившись историей великой дружбы российского композитора Дмитрия Шостаковича и британского композитора Бенджамина Бриттена, возникшей во времена Холодной войны, основал первый российско-британский оркестр, объединивший талантливых молодых музыкантов из России и Великобритании. BSFO - общественная инициатива, получившая поддержку ведущих консерваторий. Во время первой резиденции молодым музыкантам, только начинающим свою карьеру, представится уникальная возможность участия в совместном творческом проекте.

Историческое знакомство двух великих композиторов Бриттена и Шостаковича уже приводило к неожиданным международным проектам, в рамках которых обе страны смогли наслаждаться не только творениями этих гигантов музыки, но и лучше узнать музыкальные культуры друг друга. Благодаря дружбе с Мстиславом Ростроповичем, Бриттену и Шостаковичу удалось преодолеть идеологические границы времен Холодной войны.

- Вспоминая события тех дней, я должен сказать, что Бриттен сыграл значительную роль не только для истории своей родной страны, но и оставил важный след в деле разрушения границ, разделявших Запад и Восток в то время, - рассказывал атташе по культуре Великобритании Алан Брук Тернер, работавший в Москве с 1962 по 1965 годы. - Каждый концерт в России, на котором Слава Ростропович исполнял произведение, написанное Бриттеном специально для него («Симфония для виолончели с оркестром»), и которым дирижировал сам Бриттен, становилось историческим событием и триумфом.

- Увлечение российских композиторов английской литературой, в особенности Шекспиром, не ослабевало даже за железным занавесом, - говорит основатель BSFO Ян Латам-Кёниг. - Прокофьев вдохновился на создание одного из своих самых популярных балетов - «Ромео и Джульетты» - а Шостакович написал непревзойдённую партитуру к легендарному фильму «Гамлет» Григория Козинцева. Я счастлив, что мы создали первый британо-российский оркестр в честь дружбы вопреки обстоятельствам: языковой барьер, с которым столкнулись Бриттен и Шостакович, был самой малой из препон. Работа по высоким художественным стандартам с талантливыми музыкантами будет способствовать упрочению взаимоотношений в сфере культуры между нашими великими странами.

Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович познакомились на гастролях Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале в Лондоне в 1960 году, на которых состоялась британская премьера Первого виолончельного концерта Шостаковича в исполнении Мстислава Ростроповича. На протяжении долгого времени они восхищались творчеством друг друга: Бриттен вдохновился на создание «Питера Граймса» после прослушивания «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в 1935 году.

- Русских и британцев на протяжении многих лет объединяет дружба и симпатия, - сказал в интервью в 1963 году Бенджамин Бриттен. - Не стоит судить об англичанах по тому, что печатают в наших газетах. Мы глубоко уважаем советское искусство. Советские артисты и спектакли стали неотъемлемой частью нашей музыкальной жизни. Мы бы хотели, чтобы и вы знали наше искусство.

Хотя напряженность во взаимоотношениях между СССР и Великобритании существенно осложняла возможность личной встречи композиторов, их дружба продолжалась на расстоянии. Они регулярно обменивались партитурами и записями через посредников. Главными среди них были сам Ростропович и его жена Галина Вишневская - вчетвером они образовали сплочённый квартет друзей, преодолевающий видимые границы. В 1961 в Ковент-Гардене была исполнена «Катерина Измайлова» Шостаковича, вторая редакция оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Бриттен тогда написал своему другу-композитору:

«Мой дорогой Дмитрий Шостакович! Наш дорогой друг Слава гостил у нас два дня, он привезет Вам от меня эту записку-благодарность за Ваше замечательное письмо. Я был очень огорчен, что не смог поприветствовать Вас в числе тысяч других англичан на спектакле «Катерины». Вы знаете, как сильно я люблю эту оперу и как я рад, что здесь её полюбили многие».

При советской власти выезжать на заграничные гастроли музыкантам было непросто, и это препятствовало осуществлению творческих планов Шостаковича, Ростроповича и Вишневской. В этих условиях Бриттен использовал любую возможность съездить в Россию и обогатить свои знания о ее культуре. Во время послесталинской оттепели при поддержке Ростроповича и советских властей, Бриттен был приглашен в Россию в 1963г для участия в Фестивале Английской музыки; на следующий год он вернулся с гастролями Английской оперной группы и продирижировал тремя своими операми. С 1963 по 1966 Бриттен и Шостакович виделись шесть раз на территории Советского Союза.

Сотрудничество с Шостаковичем, Ростроповичем и Вишневской несомненно оказало влияние на творчество Бриттена: от «Военного реквиема» (который задумывался для исполнения Вишневской) и вокального цикла на русском языке «Эхо поэта» до его возвращения к инструментальным композициям, где особое место занимают виолончельные произведения, написанные для Ростроповича.

Бриттен посвятил Шостаковичу своего «Блудного сына», а Шостакович ему – Симфонию № 14. Бриттен дирижировал первым исполнением Симфонии за пределами России на фестивале в Олдборо в 1970 году. Газета The Times писала, что «Все в зале видели и слышали, что Бриттен дирижирует произведением, которое глубоко тронуло его сердце, и работа над которым принесла ему огромное удовольствие».

Шостакович посетил дом Бриттена в Олдборо лишь однажды, в 1972 году, тогда он мог внимательно изучить первые черновики «Смерти в Венеции» Бриттена. В интервью газете Таймс Шостакович сказал: «Я люблю [Бриттена] как человека и музыканта… Я особенно восхищаюсь его талантом и тонкостью восприятия. Мы слишком редко встречаемся.” Когда Бриттен узнал о смерти Шостаковича, в память о нем о сказал: “Он был величайшим композитором, которого мне посчастливилось знать».

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий
Войдите