Музыка самурая: «Не можешь любить — идешь воевать»

26-12-2017 | 09:12
Просмотров:2Сегодня:1
Музыка самурая: «Не можешь любить — идешь воевать»

Всегда приятно прикасаться к необычному музыканту и открывать для себя новую вселенную; по счастью, не все заражены однотипным косным сознанием, остались и в России люди — увы, редкие — мыслящие неординарно и самобытно. Общаясь с которыми, видишь не частное, но картину мира в целом. Как раз таков композитор и исполнитель на японских традиционных инструментах Дмитрий Калинин, в основном, играющий в дуэте с Татьяной Речной. Мы живем на разломе мировоззрений, в момент смены эстетик и понятийного аппарата, поэтому так важен голос людей со свободным мышлением — без нарочитого умствования и тенденциозности.

 

Музыка самурая: «Не можешь любить — идешь воевать»
 

Справка «МК»

Дмитрий обучался музыке с шести лет, окончил Московскую консерваторию по классу теории и композиции; традиционную музыку изучал в Японии и в Китае, в Шанхайской консерватории. Участвует в самых разных проектах, зачинателем которых сам, зачастую, и является; исполняет как духовную/светскую музыку эпохи Эдо, так и импровизационный авангард. Как раз сейчас выходит спектакль с его участием «Меч самурая», где Дмитрий ведет партии на сямисэне и кото.

 
src="about:blank" width="320" height="240">

«В Японии нет природы как понятия»

— Вы по своему складу — философ. Обречены на вечный поиск...

— Еще учась в Мерзляковке, а затем в консерватории я понял: то, что хочу — не могу выразить средствами европейской музыки. Стал искать. Зашел в класс, услышал запись самой древней японской музыки Гагаку, во мне всё перевернулось, понял, что это звучание — идеально для слуха. Стал выезжать в Японию — сначала на год, затем на два. Обучался игре на цитре кото и лютне сямисэн у Ивахори Кэйко, у других мастеров...

— Нет, а почему не совпали с европейской музыкой?

— Это, конечно, не значит, что европейская музыка ограничена или ущербна. Ни в коем случае. Я многое из нее люблю — Шнитке, Берио, Штокхаузена, естественно, Кейджа. Хотя последнего уже нельзя рассматривать как чисто европейского композитора.

— Поясните.

— Ну как? Музыку Джона Кейджа вне контекста восточной традиции понять вообще нельзя. Взять его знаменитое 4'33'' (пианист сидит перед роялем четыре с половиной минуты и не прикасается к клавишам, — Я.С.): это же прямое выражение дзенского (от понятия — дзен-буддизм) подхода к музыке. То же самое было и в Японии: там жил великий флейтист-сякухати, монах Ватадзуми Досо, который так и сказал перед одним концертом: «Буквально всё, что сейчас происходит, уже является музыкой; совершенно необязательно в этот момент брать, допустим, флейту и что-то на ней играть». Потом обвел глазами аудиторию и добавил: «Мне кажется, вы еще не осознаете это до конца, поэтому я все-таки поиграю»...

Источник: www.mk.ru