Чайная розаРейтинг: 24272

Как компакт-диски в России отмечают 30-летие: ноу-хау на свалке истории?

11-12-2019 | 04:56
Просмотров:4Сегодня:1
Как компакт-диски в России отмечают 30-летие: ноу-хау на свалке истории?
Как компакт-диски в России отмечают 30-летие: ноу-хау на свалке истории?

Первый отечественный компакт-диск (CD), произведенный на Московском опытном заводе «Грамзапись», входившем в состав Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия», отмечает 30-летие 10 декабря 2019 г. Этот формат уже практически забыт, но, пожалуй, у него самая головокружительная история из всех аудионосителей, что когда-либо существовали.

Мировая премьера

Гиганты мировой электроники Philips и Sony совместно разработали цифровой компакт-диск еще в 1980 г.: был создан специальный стандарт импульсно-кодовой модуляции (PCM — Pulse Code Modulation), с его помощью можно было с частотой выборки 44 100 Гц считывать 16-битные данные. Ходят легенды, что критерием информационной емкости CD — 640 МБ — послужила 9-я симфония Людвига Ван Бетховена: продолжительность 74 минуты и 33 секунды была выбрана исполнительным директором фирмы Sony Акио Морита. Он принял это решение по рекомендации маэстро Герберта фон Караяна, принимавшего активное участие в запуске нового формата. Технология производства CD сочетала в себе новейшие достижения в различных областях науки: система кодирования сигнала, бесконтактная лазерная запись и считывание информации, новые материалы и многое другое.

Первый в мире серийный CD был изготовлен компанией PolyGram 17 августа 1982 года в Лангенхагене (Германия), это была запись Альпийской симфонии Рихарда Штрауса в исполнении симфонического оркестра Берлинской филармонии под управлением Герберта фон Караяна.

Что тормозило СССР?

Итак, к 1989 году меломаны Запада уже 7 лет наслаждались музыкой на новом виде носителя, а в СССР продолжали слушать долгоиграющие пластинки (LP) и компакт-кассеты (MC): их было продано за тот год 89,1 млн и 11 млн соответственно. Причина задержки появления нового цифрового аудиоформата в СССР - возможность многоцелевого использования CD: США ограничивали доступ СССР к так называемым технологиям двойного назначения, т.к. они могли быть использованы в военных целях, в частности - для хранения и передачи секретной информации в цифровом виде.

СССР — родина CD-технологии

Мало кто знает, что в СССР собственные разработки перспективных носителей для целей оборонки велись еще до начала Второй Мировой войны. В 1933 году действительный член АН СССР профессор Владимир Котельников теоретически обосновал принципы цифровой звукозаписи. Именно его труды, опубликованные в засекреченных специализированных изданиях, предвосхитили появление цифровых носителей информации. На Западе основоположником теории цифровой записи долгое время принято было считать американского профессора Клода Шеннона, который опубликовал свои результаты лишь в 1948 году.

Таким образом, прошло почти шестьдесят лет с момента теоретического обоснования возможности цифровой записи до её промышленного запуска в СССР.

Тонкости технологии

В 1988 году в СССР была создана рабочая группа для организации производства первых серийных оптических аудионосителей. Для реализации проекта из бюджета было выделено более 11 млн долл. США. В качестве базовой схемы выбрали технологию так называемых «чистых» комнат, хотя уже в те годы появились первые монолайны - линии, включающие литье, металлизацию, лакировку и контроль с «чистой зоной» внутри и персоналом снаружи.

Под производство компакт-дисков фирмой «Мелодия» был выделен трехэтажный корпус Московского опытного завода «Грамзапись» общей площадью более 2.000 кв.м., расположенный на севере Москвы в Головинском районе. В течение мая-августа 1989 года более двадцати будущих работников нового производства прошли подготовку на предприятиях Германии и Швеции. С августа 1989 года специалисты из Германии, Швеции и Голландии начали установку «чистых» комнат, оборудования мастеринга, репликации и упаковки. В ноябре полным ходом шли пуско-наладочные работы отдельных видов оборудования (литье, металлизация, лакировка, шелкография, контроль параметров и др.).

Основой компакт-диска являлась отливка из поликарбоната диаметром 120 мм. На заводе «Грамзапись» использовался поликарбонат марки «тейджин» японского производства. Информация на диски помещалась в виде расположенных по спирали питов - микроскопических углублений, выдавленных в поликарбонатной основе. Размер одного пита - около 100 нм в глубину и 500 нм в ширину, расстояние между витками спирали составляло всего 1,6 мкм, поэтому общая длина дорожки записи равнялась примерно 5 км. Для считывания всей этой информации на диск наносился отражающий слой алюминия. Эта операция, производимая на специальном аппарате металлизации в вакууме, была одной из самых сложных, для ее проведения требовался металл чистотой 99,999%. После нанесения защитного лака, полимеризующегося под действием ультрафиолета, компакт-диск уже не боялся ни пыли, ни мелких царапин.

Готовые диски проходили жесткое тестирование и отбраковку на специальном оборудовании. После печати этикеток методом шелкографии диски поступали на упаковку. В год, при двухсменной работе, включающей весь цикл производства от мастеринга до упаковки, завод «Грамзапись» мог отпечатать 3 млн CD, но реально больше миллиона дисков в год он не производил. В 1990 году, например, было произведено чуть более 600 000 дисков.

Roxette: шведский советский пилот

В декабре 1989 года на оборудовании завода были выпущены первые 10 наименований компакт-дисков с записями классической музыки (тиражи 1.000 - 5.000 экз.). Хотя первым диском официально считается CD «Иван Грозный — Стихира» Родиона Щедрина (SUCD 10-0000) (на верхнем фото), фактическим первенцем был сборник группы Roxette, отлитый с матрицы шведской компании CD-Plant и не внесенный в каталог. Диск был отпечатан тиражом всего 180 штук. На вкладыше поставили подписи специалисты из России, Швеции и Германии — все, кто на последнем этапе участвовал в этом проекте. Половина тиража отправилась за границу, вторая досталась специалистам завода и фирмы «Мелодия» в качестве подарков. Первые диски были протестированы во Франции и Германии, где получили достаточно высокие оценки за качество записи и репликации, но посредственные в части художественного оформления.

В 1990-1991 гг. фирмой грамзаписи «Мелодия» было выпущено более 150 наименований компакт-дисков. Большая часть из них представляла классический репертуар, но встречались также эстрадные, джазовые и рок-проекты, в том числе записи Иосифа Кобзона, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, ансамбля "Арсенал"; групп «Автограф», «Алиса» и др.

Между тем, несмотря на популярность нового формата, с 1994 года началась постепенная деградация производства на заводе «Грамзапись»: художественное оформление оставалось на низком уровне, стало ухудшаться качество самих оптических носителей, оборудование завода с каждым годом физически и морально устаревало. В 2003 году начался демонтаж оборудования и завод прекратил свою работу. В настоящее время здание завода «Грамзапись» превращено в современный торгово-офисный центр.

 

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий
Войдите