Спецпроект «Афиши» «Советский поп 1945-1985» по размаху напомнил знаменитый музыкальный номер бумажной «Афиши». Рецензент поймал себя на мысли, что гораздо охотнее прочитал бы все эти тексты, интервью и аннотации в журнальном формате - а не на сайте, навигация которого устроена так, чтобы собрать с каждого юзера максимум кликов. Однако в бумажных журналах тоже есть свои минусы и неудобства: например, невозможность тут же прослушать описанные музыкальные шедевры (поэтому они больше и не печатаются, ха-ха). И, как ни крути, на сегодняшний день оптимальным способом знакомства с «Советским попом» является интернет: вы можете, слушая плейлист, тут же прочитать информацию про заинтересовавшую песню, или, наоборот, листая электронные страницы спецпроекта, включить какую-нибудь композицию странной судьбы. К сожалению, для этого пока приходится скакать между приложениями, но не всё сразу. Плейлист можно послушать «ВКонтакте», на Apple Music и Spotify. Редакторы спецпроекта предупредили, что из двухсот лучших, по их мнению, советских песен на стриминговых сервисах чего-то нет (например, Юрия Антонова), а что-то есть либо в ужасающем качестве, либо в поздних кавер-версиях. Поэтому в плейлисты вошло чуть больше 150 треков, а некоторые из остальных на сайте «Афиши» можно увидеть в YouTube-версиях.
«Афиша» есть «Афиша»: составляя список Топ200, она не удержалась от включения туда нескольких малоизвестных, но якобы очень важных произведений. То есть наряду с развлеканием и ненавязчивым просвещением публики издание не преминуло по обыкновению слегка попрекнуть эту публику её невежеством. Так могло бы показаться на первый взгляд, но, учитывая юный возраст просветителей, мы приходим к выводу, что составители почти всё в таинственном мире советской поп-музыки открывали для себя заново. За некоторые открытия им хочется сказать спасибо, но есть и такие, которые не слишком уместно смотрятся рядом с термином «Лучшее». Так, плейлист вполне обошёлся бы без песен «Орэры» на грузинском языке и группы «Севиль» на азербайджанском, а также забытых композиций «Песняров» («Крик птицы»), Михаила Муромова («Земля вернётся в май») и «Самоцветов» («Прогноз погоды»). Абсолютно непонятно, чем заслужила включение в сборник «Богатырская наша сила» «Цветов» (к счастью, в трек-лист попала и пара «более лучших» вещей группы Стаса Намина). В ряде случаев, когда песня входила в репертуар разных артистов, составители выбирали «не того» исполнителя, да ещё и безапелляционно защищали свой выбор в аннотации. «Спеть про «что-то с памятью моей стало» пытались многие — канонической считается версия Льва Лещенко, но у короля официоза Кобзона это получилось на удивление лучше всего», - они что, версию «Самоцветов» не слышали? «День Победы» Тухманова и Лещенко назван «апофеозом официоза», что, конечно, совершенно не так. Песня потому и стала народной, что там фанфары не заглушали воспоминания о «празднике со слезами на глазах» - а что касается настоящего советского эстрадного официоза, то составители, видимо, с ним в своих изысканиях не столкнулись. Что сборнику пошло только на пользу.
Из полезных открытий сборника - информация о вкладе в советскую поп-музыку фильмов «Ангел в тюбетейке» и «Куда он денется?» Картины эти уже никто не помнит, а песни «Всё равно ты будешь мой», «Всё пройдёт», «Городские цветы» и так далее знают все, «Гололёд» же в исполнении Аиды Ведищевой для многих станет приятной новостью. Кроме сотни общеизвестных хитов, плейлист предлагает «Весенние капели» Ларисы Мондрус, историю «Сумерек» и «Песенки велосипедистов» «Поющих гитар», «оттепельные» эксперименты Майи Кристалинской и Микаэла Таривердиева, излюбленные вокально-инструментальными ансамблями песни о воображаемых пассиях и многое другое.