Безумное fmРейтинг: 8986

Рецензия на фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке»: О забытом будущем и несбыточном прошлом

11-10-2019 | 11:00
Просмотров:3Сегодня:1
Рецензия на фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке»: О забытом будущем и несбыточном прошлом

Новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке» вышел на экраны 10 октября 2019 года. В ролях: Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг, Селена Гомес, Джуд Лоу.

 

Новый фильм Вуди Аллена - портал в прошлое, которого никогда не было. Это такая же сказка, как «Полночь в Париже» или «Сенсация», с уникальным образом Нью-Йорка, который есть в картинах «Манхэттен», «Пули над Бродвеем», «Загадочное убийство...», это возвращение во вселенную, где не умолкают звуки джаза, почти всегда идёт дождь, а антураж складывается из антикварной мебели и других таинственных атрибутов минувшего века.

Повествование разворачивается вокруг молодой пары - меланхоличного интеллектуала-невротика, носящего символичное имя Гэтсби (Тимоти Шаламе) и талантливой амбициозной журналистки Эшли. Гэтсби и Эшли учатся в одном университете в провинциальной Аризоне, родном городе Эшли. Девушке выпадет счастливая возможность взять для университетской газеты интервью у известного режиссера Роланда Полларда на Манхэттене. Молодая журналистка окрылена предстоящим эксклюзивом, а Гэтсби предвкушает возможность вернуться в родной и горячо любимый город. Вместе они отправляются в Нью-Йорк на уик-энд, надеясь на безмятежное времяпрепровождение. Судьба, однако, распоряжается иначе. В качестве препятствий выступают назойливые родители-плутократы, которые так и норовят зазвать на очередной светский приём, капризные звёзды кинематографа, курьезные инциденты, старые знакомые и один неловкий поцелуй на съёмочной площадке. Все это делает поездку в Нью-Йорк если не беззаботно-прекрасной, то как минимум увлекательной. В конечном счете, каждому она предоставляет возможность столкнуться с пресловутым экзистенциальным выбором.

«Дождливый день в Нью-Йорке» - своеобразный палимпсест, дань прошлому; к излюбленной режиссёром эпохе Скотта Фицджеральда здесь отсылает не только имя главного персонажа, но и модернистские полотна, музыка Чарли Паркера и тонкое послевкусие на языке, как от выдержанного алкоголя. Несмотря на это, просмотр картины оставляет впечатление увиденного вновь,а не просто чего-то ушедшего.

«Задача поэта - не искать новые эмоции, а по-новому использовать старые» - цитирует Годар Элиота в картине 1964 года «Банда аутсайдеров». После чего зрителю стихийно, ситуационно начитывают «Ромео и Джульетту» Шекспира на французском языке. Вуди Аллен, делая последним фильмом парафраз самого себя, вслед за Элиотом и Годаром осуществляет перенос субстанциального в контингентное.

Однако, в «Дождливом дне» речь идёт не только о последовательно выстроенной системе перекрёстных ссылок. В творчестве режиссера оформляются своеобразные «метаперсонажи», имеющие абстрактно-обобщенную сущность и возникающие перед зрителем в результате нюансирования, стипуляции, уточнения. Гэтсби - очевидное альтер эго автора, которого раньше предпочитал играть он сам, а в последнее время воплощают талантливые и харизматичные представители актерской профессии вроде Джесси Айзенберга в фильме «Римские приключения», Оуэна Уилсона в «Полночи...» или даже Хоакин Феникс в «Иррациональном человеке». Гэтсби настолько же скептик, насколько романтик, он соткан из противоречий: ненавидит клише, но обожает свидания под дождём около городских часов, привык к изысканной жизни, но ругает консьюмеризм и капитализм, потерян, но зачастую даже чересчур уверен в себе. Девушка Гэтсби Эшли - такой же кочующий из фильма в фильм образ, она одновременно напоминает и Рейчел Макадамс, и Эмму Стоун, и Скарлет Йоханссон - в разное время вдохновлявших режиссера актрис. С ними Эль Фаннинг сближает актёрская манера и создаваемый на экране характер - подверженный аффектам, наивный, впечатлительный, комичный, не блещущий интеллектом, но по-своему притягательный.

В «Дождливом дне...», как и в других фильмах режиссера, люди по-прежнему находят себя в мелких разборках, чтобы уйти от действительно значимых проблем. Разница только в том, что если в картине «Манхэттен» это было артикулировано, осмыслено и обращено к зрителю, то сейчас Аллен больше не считает нужным это проговаривать: ведь «то, о чем следует молчать» и так считается между строк.

Не секрет, что почти все ленты Вуди Аллена автобиографичны. Более того, большинство из них снято в неуловимом, но витальном жанре трагикомедии. Амбивалентная драматическая структура настоящей картины как бы откликается на жизненные перипетии (к примеру, недавний скандал с движением #meetoo, результатом которого стал запрет на выход ленты на экраны в США).Такая аналогия с реальными конфликтами и нахождение в них почти кинематографической абсурдности происходящего говорит об актуальности всего старого и старине всего актуального. Представляется, что именно в этом концепте - гений американского классика.

Источник: Анна Стрельчук,InterMedia
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий
Войдите