vipbarsРейтинг: 15077

Фестиваль Sound Up и минимализм в музыке

05-09-2016 | 14:19
Просмотров:5Сегодня:1
Фестиваль Sound Up и минимализм в музыке

Фестиваль Sound Up и направления в музыке. Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодняшний наш гость - это композитор Алексей Айги. Алексей, здравствуйте. Айги: Добрый день. Долин: Повод для нашей встречи - это выступление Алексея на фестивале, который называется Sound Up. Это фестиваль (даже не знаю, как правильно его определить, сейчас, наверное, Алексей об этом расскажет подробнее) музыки, которую можно назвать и экспериментальной, но в то же время там участвуют люди, которых можно вполне назвать современными классиками. Например, предыдущий концерт давал Владимир Мартынов, уже очень известный композитор. Ну а этот концерт пройдет 8 сентября на сцене театра "Мастерская Петра Фоменко". Ну и давайте чуть-чуть про то, что это вообще за программа и за история - фестиваль, который идет на протяжении уже нескольких месяцев. Первые концерты были в мае, потом были в июне, а теперь сентябрь. Айги: Конечно, лучше спрашивать организаторов фестиваля, а не участников, что двигало ими, чтобы сделать такой фестиваль. Долин: Ну, вы чуть-чуть за них сейчас. Айги: Да, приходится, да. Особое отличие фестиваля, что каждый раз это происходит в новых местах, и обязательно, по-моему, не концертные залы, а какие-то театральные залы или что-то еще тому подобное. По составу музыкантов, я так понимаю, что каждый раз есть какой-то иностранный гость и какой-то российский композитор, который вот представляет свою музыку. Что сказать об участниках - не знаю. В общем-то, так подобралось, что все такие достаточно близкие по духу пока, может быть, дальше потом фестиваль пойдет подальше. Условно говоря, люди, которым немножко близко понятие "минимализм", как вот с российской стороны. Наверное, с немецкой - да, там немножко другая музыка, более технологичная, там связанная с электроникой. Долин: Скажите, а что собой представляет сегодня вот это наследие минимализма в российском контексте? Понятно, что движение это изначально американское, потом оно понемножку расползлось и попало и в Европу. Многие композиторы, которых кто-то считает русскими минималистами, ну там тот же Арво Пярт, Мартынов, даже Сильвестра так называли, они в основном все отвергают это слово, оно им кажется каким-то неточным. Айги: Оно было неточным с самого начала, конечно. Наверное, композитор-минималист - это Антон Веберн, а не та музыка, которая называется минимализмом. И все, конечно, говорят, что это не то, и это абсолютно размытое понятие, которое ничего не означает. Я, например, играю музыку, скорее близкую к рок-музыке, но все равно почему-то каким-то боком меня до сих пор причисляют к минималистам. Долин: Понятно. А вообще программа минимализма, она до сих пор жива-здорова? Понятно, что многие люди, которые его начинали, там Стив Райх, Филип Гласс, они пишут, они живы, хотя они в основном уже пожилые все. Ну, допустим, что сегодня продолжительность жизни и творческой активности растет, и дай им Бог всем здоровья. Но мне так показалось, что это повестка каких-то 70-х годов, сейчас мы, прошло полвека, живем в совершенно другом уже каком-то мире, и музыка неминуемо куда-то выдвинулась, уже черт знает куда, далеко очень от этих-то самых  начал. Айги: Ну, конечно, да. Вообще поэтому и все отвергают этот термин. И тот же Мартынов достаточно далеко ушел. Я вообще сам никогда не был близок к такому классическому минимализму. Понятно, что Стив Райх, наверное, не сможет взять и поменять свою стилистику, которую он выработал один раз. Долин: Ну, она у него немножко меняется, как у любого талантливого человека, то есть все время что-то такое новое происходит. Но проходят годы, ну вот и не более того. Айги: Ну, конечно, да. Конечно, они пишут в той стилистике, с которой начинали. Есть несколько примеров там радикальной смены стиля, тот же там Сильвестр, если говорить, что они писал сначала более (в кавычках) сложную музыку, авангардную музыку, а потом перешел (в кавычках) к новой простоте, более простой музыке опять-таки. Но это было в 70-е годы 20-го века. Мы находимся в 21-м и до сих пор обсуждаем проблемы минимализма и проблемы авангарда, и чего-то такого, что уже абсолютно музейные экспонаты. Такая музыка - музейная, да. Сейчас вообще люди занимаются совершенно другой музыкой.

Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий
Войдите