FRESH LIMEРейтинг: 7009

На ЗИЛе вновь зазвучали машины

28-03-2017 | 08:40
Просмотров:14Сегодня:1
На ЗИЛе вновь зазвучали машины

Грохот и скрежет работающих станков и заводские гудки, демонстрации с красными флагами и громкоговорителями и спускающийся с потолка холодильник — иногда балет бывает и таким.

Культурный центр ЗИЛ в Москве представил постановку "Завод машин", созданную специально к 80-летию Дворца культуры завода. Музыку к балету заказали композитору из Рязани Андрею Кулигину — он выиграл специально объявленный по такому случаю конкурс. Хореографами выступили молодые постановщики Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев. Воплотил все это на сцене театр "Балет Москва", а музыку исполнил ансамбль солистов "Студия новой музыки".

Индустриальная революция начала ХХ века, кажется, воодушевляла творцов: ритмы и мощь работающих машин завораживали композиторов. В 1922 году была впервые исполнена "Симфония гудков" композитора Арсения Араамова. Предполагалось, что для исполнения использовались заводские гудки, свист пара, шум самолетов и прочие машинные звуки.

 Идеей такой революционной музыки были увлечены и другие русские авангардисты: например, композитор Александр Молосолов, автор "Музыки машин", или же Сергей Прокофьев, написавший балет "Стальной скок".

В начале  ХХI века современные композиторы, судя по всему, уже не так активно поддерживают эти идею. Композитор Андрей Кулигин пишет музыку, в которой заводской энтузиазм остался в прошлом. Его партитура не столько "живописует" и изображает заводской шум, сколько заставляет задуматься.

Композитор рассказывает, что рабочим названием балета было "Время назад" — по аналогии со знаменитой темой Свиридова "Время вперед" (благодаря использованию на советском ТВ, навсегда связанной с программой "Время"). В одном из эпизодов автор даже использует фонограмму с отрывком из произведения Свиридова. Фокус лишь в том, что аудио звучит в реверсе.

Эту идею оставшегося в прошлом завода-махины подхватывают и хореографы постановки. По их задумке в начале спектакля артисты балета символизируют некую массу — жидкий металл, который постепенно во что-то формируется.

Дальше в этих философских размышлениях о взаимоотношениях человека и машины находится место и бытовым "описательным" сценам. Труппа превращается то в митингующую толпу с громкоговорителем и развивающимся красным знаменем, то в заводской конвейер, то просто в людей на танцплощадке. Спустя 100 лет с момента создания завода (в 1916 году) мощь машин и технический прогресс все меньше воодушевляют людей.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий
Войдите